Государственная программа города Москвы "Умный город"
Паспорт Государственной программы города Москвы "Умный город"
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Умный город" | ||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий. | ||||||||||||
Конечные результаты Государственной | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | Значение | |||||||||
программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | 2017 год, факт | 2018 год, факт | 2019 год, прогноз | 2020 год, прогноз | 2021 год, прогноз | ||||||||
1 | Количество личных кабинетов заявителей - физических лиц, обращающихся за получением государственных услуг и сервисов в электронной форме | тыс. единиц | 6500 | 7978 | 8100 | 8300 | 8350 | ||||||
2 | Доля обучающихся государственных общеобразовательных организаций города Москвы, для которых ведутся электронные дневники и журналы | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||
3 | Доля жителей города Москвы, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, для которых обеспечена возможность записываться на прием к врачу с использованием информационно-коммуникационных технологий | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||
4 | Доля информационно-коммуникационных технологий в валовом региональном продукте (ВРП) города Москвы | процентов | 5,8 | 5,9 | 5,9 | 6,0 | 6,0 | ||||||
5 | Проникновение проводного широкополосного доступа к сети Интернет | процентов | 85,0 | 87,3 | 89,3 | 91,0 | 92,6 | ||||||
6 | Доля территорий административно-территориального деления города Москвы, на которых обеспечено функционирование городской системы видеонаблюдения | процентов | X | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Определение долгосрочных направлений развития цифровых технологий, формирование единых принципов и стандартов их внедрения во все сферы жизнедеятельности города Москвы. | ||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Департамент информационных технологий города Москвы | ||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент информационных технологий города Москвы, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы | ||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, | ||||||||||||
Государственная жилищная инспекция города Москвы, | |||||||||||||
Комитет государственного строительного надзора города Москвы, | |||||||||||||
Объем | Наименование | Источники | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||
финансовых ресурсов по всем источникам с | Государственной программы города Москвы | финансирования | 2017 год, факт | 2018 год, факт | 2019 год, прогноз | 2020 год, прогноз | 2021 год, прогноз | Итого | |||||
разбивкой по | Умный город | Всего | 79641907,7 | 88997171,2 | 100421472,3 | 107622787,3 | 109991718,2 | 486675056,6 | |||||
годам реализации | бюджет города Москвы | 53541907,7 | 62897171,2 | 74321472,3 | 81522787,3 | 83891718,2 | 356175056,6 | ||||||
Государственной программы города Москвы | средства юридических и физических лиц | 26100000,0 | 26100000,0 | 26100000,0 | 26100000,0 | 26100000,0 | 130500000,0 | ||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап: 01.01.2019-31.12.2021 |
1. Текущее состояние и основные проблемы сферы создания и использования цифровых технологий, развития средств массовой информации и рекламы в рамках формирования "умного" города Москвы
1.1. Состояние и проблемы сферы создания и использования цифровых технологий
В условиях быстрого развития технологий цифровая трансформация является ключевым фактором, способным обеспечить повышение качества жизни людей, устойчивый экономический рост и улучшение государственного управления.
С целью полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий с 2012 года Правительством Москвы планомерно реализовывались мероприятия Государственной программы "Информационный город", в результате реализации которых были разработаны базовые информационные системы и ресурсы, сформированы технические и организационные основы для дальнейшей цифровой трансформации города.
В рамках реализации Государственной программы "Информационный город" достигнуты значительные результаты - город Москва является одним из мировых лидеров в сфере цифровизации и занимает первое место среди ведущих мегаполисов мира в международном рейтинге ООН "Индекс развития электронного правительства 2018 года".
Дальнейшим этапом развития цифровизации в городе Москве является реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой "Умный город" (далее - Государственная программа).
Государственной программой предусматривается комплексный подход к цифровой трансформации всех направлений городского управления, который позволит систематизировать использование цифровых технологий и обеспечить участие города Москвы в достижении национальных целей и задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национальными программами и федеральными проектами Российской Федерации.
Привлечение внебюджетных источников финансирования для развития цифровой среды в городе Москве, в том числе инвестиций операторов связи, позволило обеспечить к концу 2018 года покрытие территории города Москвы сетями связи 4G на уровне 99% (в границах города Москвы до 1 июля 2012 г.). В 2017-2018 годы в городе Москве в рамках ряда мероприятий проведены тестовые запуски технологии связи пятого поколения 5G.
Покрытие проводным широкополосным доступом к сети Интернет в домохозяйствах города Москвы к концу 2018 года составило 87,3%. При этом средняя скорость проводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее также - сеть Интернет) в городе Москве достигает 50 Мбит/с.
Среднее потребление мобильного интернет-трафика в городе Москве в 2018 году составило более 15 ГБ в месяц на одно домохозяйство, что на 67% выше показателей 2017 года. Средняя скорость мобильного интернета составляет 23 Мбит/с. Росту трафика способствует низкая стоимость мобильного интернета в городе Москве. Сопоставление тарифных планов в городе Москве и в крупных зарубежных городах на мобильную передачу данных показывает, что стоимость московских тарифов является одной из самых низких в мире. В 2018 году также были расширены зоны доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет через беспроводные сети Wi-Fi в парках, на транспорте, в культурно-досуговых центрах, музеях, библиотеках.
Основными элементами цифрового пространства в сфере здравоохранения являются общегородские сервисы автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - ЕМИАС). К основным цифровым сервисам относятся: дистанционная запись на прием к врачу с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, интегрированная электронная медицинская карта, персонифицированный учет медицинских услуг, оказанных в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), электронный листок нетрудоспособности, сервис льготного лекарственного обеспечения, сервис электронного анкетирования пациентов, мониторинг и анализ работы поликлиник в аналитической подсистеме, оснащение объектов здравоохранения системой общегородского видеонаблюдения.
В ЕМИАС зарегистрированы более 10,5 млн пациентов, для 7,9 млн из них ведется электронная медицинская карта. С использованием электронной регистратуры произведено более 500 млн записей на прием к врачам. Доля льготных рецептов на лекарственные препараты, выписка которых осуществлялась в электронном виде медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, превышает 97%. ЕМИАС используют все государственные поликлиники города Москвы.
В городе Москве реализуется проект "Московская электронная школа" (далее - МЭШ), направленный на максимально эффективное использование цифровых технологий для повышения качества образовательного процесса.
С 1 сентября 2017 г. МЭШ внедрена во всех государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - государственные общеобразовательные организации) МЭШ является облачной интернет-платформой, которая содержит образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования. МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в государственных общеобразовательных организациях. МЭШ является не только электронной библиотекой, но и площадкой взаимодействия между педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются более 2 млн москвичей.
Электронный сервис "Проход и питание" обеспечивает контроль доступа учеников в здания государственных общеобразовательных организаций и школьное питание. К концу 2018 года сервис "Проход и питание" внедрен в 4333 зданиях государственных общеобразовательных организаций.
В городе Москве развернута городская система видеонаблюдения, в рамках которой информация с камер видеонаблюдения поступает в государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД). Сервисы ЕЦХД позволяют получать доступ к видеоизображениям в режиме реального времени или к архиву, используются для обеспечения безопасности граждан. По состоянию на 2018 год в городе Москве установлено 142616 камер видеонаблюдения, что на 5,4% больше по сравнению с 2017 годом. Кроме того, организованы мероприятия по подключению в ЕЦХД существующих и вновь создаваемых систем видеонаблюдения органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций. На конец 2018 года к ЕЦХД подключены 25 202 камеры видеонаблюдения внешних систем, что почти на 47% больше, чем в 2017 году.
Пользователями ЕЦХД являются более 10,5 тыс. сотрудников органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, которые используют систему для повышения эффективности контроля в сфере ЖКХ и благоустройства (вывоз мусора, уборка улиц, контроль состояния дорожного покрытия, газонов, детских и спортивных площадок, жилых домов и прочих объектов), контроля уличного освещения, рекламных конструкций, торговых объектов, образовательных организаций, строительных объектов, спортивных объектов, транспортной ситуации.
В целях обеспечения безопасности доступ к ЕЦХД также предоставлен более 8 тыс. сотрудникам правоохранительных органов. В части обеспечения безопасности с помощью городской системы видеонаблюдения за 2018 год было раскрыто 3,5 тыс. преступлений, в том числе особо тяжких, это на 13% больше по сравнению с 2017 годом.
В городе Москве реализовано широкомасштабное электронное взаимодействие граждан и организаций с органами исполнительной власти города Москвы при предоставлении последними государственных услуг.
С каждым годом растет число граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме. По состоянию на 2018 год пользователями государственных услуг в электронной форме и электронных сервисов являются более 7,9 млн граждан и более 31 тыс. юридических лиц. В настоящее время в электронном виде можно получить более 260 услуг и сервисов. Доля государственных услуг в электронной форме в общем количестве предоставленных государственных услуг составляет 56% на конец 2018 года.