Создание ШИБЦ требует определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива и должно происходить наряду с развитием единой информационно-образовательной среды организации, так как ШИБЦ является его важнейшей составляющей.
В помощь созданию ШИБЦ предлагаем рассмотреть в последовательности (поэтапно) два варианта его организации. Оба варианта предусматривают разработку и внедрение проекта или программы развития ШИБЦ или плана мероприятий.
1 вариант
1 этап. Подготовительный.
Изучается методическая литература по технологии создания ШИБЦ, исследуется деятельность библиотек, медиацентров, медиатек, преобразованных из школьных библиотек, перенимается опыт наиболее передовых школьных библиотек. Определяются местоположение будущего ШИБЦ, потребности в оборудовании, других ресурсах. Разрабатывается нормативная база, утвержденная директором образовательной организации. В нее входят:
1. Положение о ШИБЦ.
2. Должностные обязанности заведующего, библиотекаря, педагога-библиотекаря ШИБЦ.
3. Правила пользования ШИБЦ.
4. План работы ШИБЦ.
5. Годовой план работы ШИБЦ.
Также создаются проекты или программы развития ШИБЦ, план мероприятий.
2 этап. Организационный.
Предусматривает определение состава информационных материалов библиотечного ШИБЦ (библиотечный фонд, оснащение библиотеки школы компьютерами, другим оборудованием для получения, хранения и использования информации). Выбирается помещение, производится необходимый ремонт, подбирается мебель и оборудование, ведется учет оборудования, уже имеющегося в школьной библиотеке, мобилизуются средства образовательной организации, привлекаются для реализации задуманного средства заинтересованных организаций и лиц. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников и их профессиональных качествах, о возможности ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники, компьютерного и другого оборудования и пр.
3 этап. Основной.
На данном этапе наращивается фонд нетрадиционных материалов и средств за счет приобретения справочных, энциклопедических, образовательных компакт-дисков, видеоматериалов. Здесь сосредоточиваются разнообразные средства, предназначенные для формирования умений и навыков обучающихся (например, фонозаписи по литературе, истории, иностранным языкам; видеозаписи - для написания оригинальных сочинений, рефератов, докладов; диафильмы и диапозитивы (слайды) для создания презентаций для выступлений на уроках; CD-, DVD-ROM-энциклопедии, словари - для проведения исследований в рамках проектов, др.). На этом же этапе приобретается видеокомплекс и создается видеофонд, приобретается пишущий CD и предусматривается запись и дальнейшее накопление в фонде библиотеки медиаобъектов для дальнейшей подготовки, например презентаций.
На этом же этапе устанавливается АБИС, и все библиотечные процессы автоматизируются. Создается и развивается электронный каталог, интегрирующий имеющиеся библиотечные информационные медиаресурсы, которыми располагают все кабинеты школы. Создается база данных читателей, куда вводится необходимая информация о каждом читателе, что дает возможность отказаться от громоздких картотек. Подбирается необходимый персонал медиацентра. Проводится повышение квалификации сотрудников центра и учителей школы в плане освоения ими компьютерных технологий, основ медиаобразования.
ШИБЦ включается в единую локальную сеть школы. Начинается процесс постепенного накопления методических материалов, разработанных учителями школы, и исследовательских, творческих работ учащихся в электронном виде.
Подключение к Интернету предполагает большую работу по поиску возможных "сетевых" партнеров школы - библиотеки, музеи, фонды, дистанционные обучающие центры и др. Ведется поиск в Интернете интересных образовательных ресурсов, составляются аннотации и размещаются аннотированные ссылки в БД школы.
Создается сайт ШИБЦ или страница на сайте образовательной организации, ведется работа по наполнению и поддержанию материалами.
2 вариант
1. Этап. Организационный (... год):
Разработка текста проекта. Привлечение пользователей. Материально-техническая база.
1. Дооборудование помещений.
2. Улучшение материально-технической базы библиотеки:
а) Пополнение фонда на 20%.
б) Установка дополнительных компьютеров для работы обучающихся и педагогов.