Меры по организации дорожного движения, направленные на повышение пропускной способности и безопасности улично-дорожной сети, являются важной составляющей улучшения транспортной ситуации в Санкт-Петербурге. Эти меры в основном состоят из внедрения в практику средств интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС), в том числе повышения эффективности системы регулирования дорожного движения с помощью АСУДД, дорожных знаков и дорожной разметки, а также реализации проектных решений на улучшение условий движения.
На территории Санкт-Петербурга расположено порядка 1500 регулируемых перекрестков и более 100 тыс. дорожных знаков, протяженность продольной дорожной разметки составляет более 3 тыс.км. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют две АСУДД:
АСУДД "Спектр" в составе 256 светофорных объектов;
АСУДД "eDaptiva" в составе 47 светофорных объектов.
257 светофорных объектов оборудовано детекторами транспорта и 50 объектов - камерами системы транспортного видеонаблюдения.
В сфере организации дорожного движения выделяется ряд организационных и технических проблем:
неэффективная система управления светофорной сигнализацией, характеризующаяся недостаточным развитием АСУДД, использованием устаревших технологий управления светофорной сигнализацией, широким использованием диспетчерских (ручных) режимов управления;
применение неэффективных решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети Санкт-Петербурга (далее - УДС) из-за ориентации на минимизацию стоимости строительства;
недостаточное внимание решению задачи по устранению на УДС "узких мест" (участков УДС, снижающих пропускную способность УДС);
отсутствие системы мониторинга дорожного движения и интегрированной информационной системы регулирования дорожного движения, которое не позволяет получать объективные данные о дорожной ситуации и, как следствие, своевременно принимать эффективные решения по совершенствованию организации дорожного движения.
Основными направлениями совершенствования организации дорожного движения являются:
продолжение развития ИТС, в том числе АСУДД;
развитие системы мониторинга организации дорожного движения в Санкт-Петербурге;
продолжение развития системы выделенных полос для городского пассажирского транспорта с приоритетным проездом на регулируемых пересечениях;
повышение эффективности решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
ликвидация "узких мест" на УДС, предусматривающая как локальные расширения или изменение геометрии проезжей части, так и коррекцию режимов работы светофорных объектов, изменение схемы организации движения и т.п.;
упорядочение движения грузового автотранспорта за счет формирования опорной сети УДС для движения грузового автотранспорта;
внедрение в широкую практику применения мер административной ответственности за нарушения правил дорожного движения на основе фото- и видеофиксации.
В Санкт-Петербурге в настоящее время неупорядоченная стоянка транспортных средств существенно ухудшает условия движения на значительном количестве магистралей.
Многие улицы центральных районов Санкт-Петербурга работают в режиме дневных бесплатных парковок и практически исключены из состава функционирующей УДС.
Существующая ситуация характеризуется следующими негативными последствиями:
неконтролируемая парковка сокращает дорожное пространство, приводит к заторам на дорогах, ограничивает передвижение пешеходов на тротуарах, уменьшает эффективность выделенных полос движения городского пассажирского транспорта;
длительное хранение большого количества автомобилей в жилых районах осуществляется во внутренних дворах многоквартирных домов, емкость которых не обеспечивает возможность парковки автомобилей всех их жителей, в результате автомобили паркуются на тротуарах и газонах;
большинство объектов притяжения транспортных потоков (прежде всего крупные торгово-развлекательные и деловые центры) не обеспечены в надлежащей степени местами для временного хранения автомобилей;
дефицит мест погрузки/разгрузки и технологического отстоя грузового автотранспорта приводят к его стоянке на УДС в ожидании грузовой работы или в режиме постоянной парковки.
Основными направлениями по управлению парковочным пространством являются:
ограничение и запрещение парковок на части УДС с эффективным мониторингом использования парковки путем фото- и видеофиксации, а также других методов контроля;
обеспечение правовой и организационной базы для осуществления комплексного управления парковочным пространством;