Метрополитен является одним из основных видов городского пассажирского транспорта, объем перевозки которого составляет более 720 млн. пассажиров в год.
Первые станции метрополитена были открыты для пассажиров в 1955 году. На 30.06.2018 основные технические характеристики метрополитена определяются следующими параметрами: количество линий - 5; количество станций - 69; количество вестибюлей - 77; количество площадок депо - 5; эксплуатационная длина линий в двухпутном исчислении - 118,6 км; максимальный размер движения - 35 пар поездов в час; минимальный интервал движения - 103 сек.; количество станций с эскалаторами - 62; количество станций без эскалаторов - 7, количество станций с траволаторами - 3.
Перевозка пассажиров в метрополитене осуществляется по разовому тарифу, регулируемому Правительством Санкт-Петербурга, и по проездным билетам длительного пользования, включая льготные проездные билеты. Использование проездных билетов длительного пользования является причиной снижения доходной ставки на перевозку одного пассажира, которая составляет 63,8% процента от разового тарифа по итогам 2017 года.
В связи с тем, что не все затраты метрополитена покрываются доходами от перевозки пассажиров, ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга осуществляется перечисление субсидий ГУП "Петербургский метрополитен" на перевозку пассажиров и багажа.
Остается актуальным вопрос своевременной замены изношенной и выработавшей нормативные сроки службы инфраструктуры, а также вопросы повышения устойчивости функционирования метрополитена.
На 30.06.2018 при общем парке пассажирских вагонов метрополитена, составляющем 1909 единиц, 42,2 процента вагонов со сроков службы более нормативного. При формировании потребности в новых вагонах также учитывается развитие сети метрополитена за счет пусков новых участков.
По состоянию на 2018 год в ГУП "Петербургский метрополитен" эксплуатируется 281 эскалаторов 18 типов и 18 траволаторов. 60 эскалаторов находятся в эксплуатации более 50 лет, что превышает срок службы оборудования, и 21 процент от общего эскалаторного парка требует замены.
Существенная доля устройств диспетчерского управления и устройств управления движением поездов реализована на базе технических решений предыдущих поколений. Для обеспечения заданных объемов транспортной работы требуется проведение планомерной работы по техническому перевооружению с внедрением современных решений на базе микропроцессорной техники.
В соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется оснащение объектов транспортной инфраструктуры метрополитена инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Неотъемлемой частью развития транспортной системы Санкт-Петербурга является развитие сети метрополитена, описание в подпрограмме 1.