Действующий

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Екатеринбурга на 2020 - 2023 годы

Создание сети городского велопроката


Для популяризации и повышения комфорта перемещения на велосипеде необходимо создание единого городского сервиса велопроката. Система пунктов велопроката может обслуживаться одним или разными операторами, важна унификация способов доступа горожан к ней. Стандартизированы должны быть: система взимания платы в автоматизированном виде, тарифное меню, алгоритм взятия велосипеда в прокат и сдачи его на другом пункте.

Существует два принципа работы сервиса велопроката: с наличием станций велопроката и без них. Первый более распространен в мире и исторически появился раньше, второй более инновационный. При наличии станций пользователь может взять и оставить велосипед на станциях велопроката, соответственно, начальная и конечная точки велосипедного этапа корреспонденции выбираются из набора возможных, существующих в городе станций велопроката. В случае отсутствия станций пользователь может взять велосипед там, где он расположен предыдущим пользователем, и оставить в любом месте специальных зон завершения аренды, аналогично сервису каршеринга для автомобилей. Взятие велосипеда в прокат и его завершение производятся при помощи смартфона с устройством Bluetooth, отслеживание положения велосипеда производится с использованием сервисов геолокации, например GPS/ГЛОНАСС. Зоны завершения аренды обычно также располагаются не сплошной линией вдоль улично-дорожной сети, однако территория, где возможно оставить велосипед, больше, чем в случае проката со станциями.

В случае создания станционной общегородской системы пункты проката велосипедов необходимо располагать:

в наиболее интенсивных узлах посадки/пересадки пассажиров городского пассажирского транспорта;

поблизости к наиболее значимым объектам притяжения;

на территориях с плотной концентрацией жилых, рабочих или учебных мест;

в Центральном планировочном районе, где необходимо создать плотную сеть станций велопроката, чтобы станция велопроката располагалась в пешей доступности от любой точки района.

Система станций велопроката может организовываться поэтапно, однако учитывая, что человек должен взять велосипед на одной станции, а оставить на другой, на первом этапе создания должна быть создана плотная сеть станций велопроката в Центральном планировочном районе и в районах с плотной концентрацией рабочих и учебных мест на небольшом расстоянии от Центрального планировочного района (например "Втузгородок").

В случае создания общегородской системы велопроката без станций, на первом этапе внедрения необходима организация:

аренды помещений в Центральном планировочном районе;

зон велопроката в районах с плотной концентрацией рабочих и учебных мест на небольшом расстоянии от Центрального планировочного района (например "Втузгородок").

На последующих этапах возможно итерационное развитие системы без станционного проката, подразумевающее создание новых зон завершения аренды в районах:

с наибольшим количеством объектов притяжения;

с плотной концентрацией рабочих, учебных и жилых мест.

Эффективность решения по внедрению общегородской системы велопроката будет зависеть от охвата станциями велопроката/зонами завершения аренды наиболее востребованных горожанами территорий города, удобства пользования станциями велопроката, гибкости тарифного меню, наличия относительно дешевых абонементов длительного использования.

Общегородская система велопроката, а также велосервисы, в развитой велосипедной системе городского транспорта являются дополнением к сети велосипедных путей, транспортно-пересадочным узлам, велопарковкам. Создание этой системы становится все более актуальным в процессе велосипедизации и роста процентной доли корреспонденций, совершаемых с помощью велосипеда.