Можно выделить две функции транспортно-пересадочных узлов:
транспортно-пересадочные узлы как элемент интермодальной транспортной системы;
транспортно-пересадочные узлы как элемент транспортно-коммуникационного пространства города (городской агломерации).
Цель создания интермодальной транспортной системы - достижение максимального удобства для пассажиров при технико-экономической эффективности транспортной системы.
Развитие системы транспортно-пересадочных узлов как элемента интермодальной транспортной системы города (городской агломерации) обеспечивает:
сокращение общего времени, затрачиваемого на поездку, посредством сокращения времени на пересадку и улучшение условий пересадок;
усиление интермодальных свойств систем пассажирского транспорта;
повышение связности, надежности и эффективности работы транспортной системы агломерации;
создание действующей в режиме реального времени скоординированной информационной системы;
снижение нагрузки на транспортную систему посредством повышения доступности всех видов пассажирского транспорта и равномерного распределения пассажиропотоков;
повышение доступности транспортной системы для населения, в том числе для маломобильных групп населения.
Использование транспортно-пересадочных узлов и прилегающих территорий (с учетом обеспечения баланса интересов городской агломерации и отдельных застройщиков) как элемента транспортно-коммуникационного пространства города обеспечивает:
повышение комфорта и безопасности сети пешеходных коммуникаций транспортно-пересадочных узлов;
размещение транспортно-пересадочных узлов в соответствии с пространственной структурой городской агломерации;
повышение качества транспортно-коммуникационного пространства агломерации;
создание полноценных общественных пространств (пространств для общения).
Повышение качества транспортно-коммуникационного пространства узла и прилегающей территории позволяет повысить эффективность использования территории и улучшить качество работы транспортной системы города (городской агломерации).
Организационные мероприятия по созданию системы транспортно-пересадочных узлов:
создание единой системы координирования и управления движением всех маршрутов, обеспечивающих подвоз пассажиров к узлам;
использование форм диспетчеризации, обеспечивающих оптимальное время нахождения подвижного состава на территории узла;
формирование единой системы информационного обеспечения пассажира;
создание единой системы безопасности на всей территории транспортно-пересадочного узла.
Основные требования к организации транспортного обслуживания транспортно-пересадочных узлов:
создание приоритетных условий движения общественного транспорта на подъездах к транспортно-пересадочным узлам;
четкое определение местоположения остановочного пункта каждого маршрута и расчет его планировочных параметров в соответствии с существующими и перспективными данными о пассажиропотоке и показателях частоты движения.
Основные требования к организации пешеходного каркаса транспортно-пересадочных узлов:
исключение пересечения на территории транспортно-пересадочных узлов транспортных и пешеходных потоков;
обеспечение универсальности доступности транспортно-пересадочных узлов для всех групп граждан;