Документом федерального уровня, регламентирующим ведение мероприятий по защите лесов, является постановление Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах".
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.05.2021 N 80-ПГ)
Документом ЯНАО в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесовосстановления является Закон ЯНАО от 22 июня 2007 года N 68-ЗАО "О регулировании лесных отношений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
По результатам предыдущего лесозащитного районирования лесничеств в ЯНАО санитарное состояние лесов ЯНАО признано удовлетворительным. В целом оно соответствует естественному санитарному состоянию таежных лесов Крайнего Севера. Угрозы возникновения крупных очагов вредных организмов нет. Существенным сдерживающим их фактором являются суровые климатические условия, которые не способствуют массовому размножению вредных организмов в случае их появления. Поэтому обращать особое внимание на профилактические мероприятия по предупреждению распространения вредных насекомых в субъекте нецелесообразно.
С учетом данных, приведенных в предыдущем Лесном плане ЯНАО, в докладе об экологической ситуации в ЯНАО - 2017 и прогнозе санитарного состояния лесов, на период действия Лесного плана ЯНАО проектируется ежегодный объем лесозащитных мероприятий, представленный в приложении N 10 к Лесному плану ЯНАО. Данные в приложении были составлены согласно отчетам о расходах бюджета субъекта ЯНАО, источником обеспечения которого является субъект.
Порядок планирования, организации и ведения лесопатологических обследований устанавливается приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 ноября 2020 года N 910 "Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования".
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.05.2021 N 80-ПГ)
Согласно пункту 10 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 ноября 2020 года N 910, в Лесном плане субъекта Российской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств устанавливаются объемы ЛПО, исходя из текущей ситуации на момент составления лесного плана. Ежегодные объемы ЛПО корректируются с учетом данных ГЛПМ и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
(в ред. постановления Губернатора ЯНАО от 24.05.2021 N 80-ПГ)
По результатам предыдущего лесозащитного районирования территория ЯНАО относится к слабой зоне лесопатологической угрозы. За время действия предыдущего Лесного плана ЯНАО очагов болезней леса, повреждений дикими животными, воздействия антропогенных факторов на лесные насаждения не зафиксировано.
В период действия предыдущего Лесного плана ЯНАО проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ЯНАО осуществлялось путем заготовки древесины сплошными и выборочными рубками в соответствии с частью 2 статьи 29.1 ЛК РФ (исключительные случаи) и пунктом 10 части 1 статьи 6 Закона ЯНАО от 22 июня 2007 года N 68-ЗАО "О регулировании лесных отношений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа".
С вступлением в силу части 4 статьи 29.1 ЛК РФ, предоставляющей субъектам малого и среднего предпринимательства возможность заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины, погибшие и поврежденные лесные насаждения стали не востребованы.
Санитарно-оздоровительные мероприятия по уборке неликвидной древесины в 2018 году не планировались. Реализация данной древесины через договоры продажи лесных насаждений невозможна, так как частью 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор купли-продажи является возмездным, а ставка платы за единицу объема древесины определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Данным постановлением ставки платы за единицу неликвидной древесины также не установлены.
В связи с этим проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на территории ЯНАО в настоящее время возможно в рамках реализации статьи 19 ЛК РФ при наличии соответствующего финансирования из федерального бюджета.