7.1 Для участков железных дорог, подверженных воздействию снежных лавин, необходимо предусматривать следующие противолавинные сооружения, устройства и мероприятия, перечень которых принимают в соответствии с СП 116.13330, в дополнение к которому в качестве лавинопредотвращающих мероприятий также применяют снегоудерживающие барьеры.
Таблица 4 (Исключена, Изм. N 1).
Выбор противолавинных комплексов сооружений и мероприятий следует производить с учетом режима и характеристик лавин и снегового покрова в зоне зарождения, морфологии лавиносбора, степени ответственности защищаемых сооружений, их конструктивных и эксплуатационных особенностей.
Лавинозащитные устройства, воспринимающие удар лавины, рассчитывают исходя из нагрузок, соответствующих дальности ее выброса, определенной с вероятностью превышения для железнодорожного пути категорий:
l-п, II-п - 1:100 (1%);
Ill-п - 1:50 (2%).
Лавинозащитные отбойные дамбы применяют только в сочетании с лавиноуловителями и тормозящими устройствами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2 Значения статического и динамического давления сползающего снега на снегоудерживающие сооружения определяют экспериментально или рассчитывают с учетом высоты снегового покрова, физико-механических свойств снега, его сползания, характера поверхности и крутизны склона и возможности проскальзывания пласта снегового покрова между двумя рядами сооружений.
7.3 Давление лавин на лавинозащитные сооружения определяют исходя непосредственно из наблюдений или расчетным методом с учетом скорости лавины в месте расположения сооружения, плотности лавинного снега, угла встречи лавины с сооружением, формы и размеров сооружения. На краевые участки отдельных сооружений секционного типа, по длине равные 1/3 высоты отсека, давление снега принимают в трехкратном размере. Изменение скорости лавинного потока на участке между рядами тормозящих сооружений допускается учитывать по расчету.
7.4 Элементы застройки склонов рассчитываются с учетом давления снежного пласта, высоту которого определяют с вероятностью превышения для железнодорожного пути категорий:
I-п, II-п - 1:50 (2%);
Ill-п - 1:25 (4%).
Застройку склонов следует проводить только сверху вниз.
7.5 Лавинотормозящие сооружения следует проектировать для уменьшения или полного гашения скорости лавин на конусах выноса в зоне отложения лавин, где крутизна склона менее 23°. В отдельных случаях, когда защищаемый объект оказывается в зоне зарождения лавин и лавина имеет небольшой путь разгона, возможно расположение лавинотормозящих сооружений на склонах крутизной более 23°.
Высоту лавинотормозящих сооружений следует назначать не менее суммы высот снегового покрова в месте их расположения и фронта лавины.
Расстояние между лавинотормозящими сооружениями в ряду назначается в пределах от 3 до 4, а между рядами - от 4 до 5 высот сооружения. Сооружения нижнего ряда устанавливают напротив просветов верхнего ряда. Число рядов зависит от требуемой величины снижения скорости, но должно быть не менее трех. Снижение скорости определяют расчетным методом с учетом размеров лавинотормозящих сооружений и числа рядов сооружений.
7.6 Направляющие дамбы и стены, лавинорезы следует устанавливать на участках зоны отложения лавины при крутизне склона менее 23°, высоту сооружений - назначать не менее высоты фронта лавины. Угол в месте начала встречи лавины с сооружением должен быть не более 10°.
7.7 Лавиноостанавливающие сооружения (дамбы и стенки) следует устанавливать в зоне отложения лавин с крутизной склона менее 23° и при скоростях лавин в месте установки сооружения менее 25 м/с. На подходе к сооружению с нагорной стороны следует устраивать пазухи (выемки) для аккумуляции лавинных отложений, объем которых должен быть не менее расчетного объема лавин. Лавиноостанавливающие сооружения следует сочетать с лавинотормозящими сооружениями.