6.1 Вдоль железнодорожных путей, пересекающих песчаные территории, следует предусматривать фитомелиоративные пескозащитные мероприятия (закрепление с помощью посева или посадки древесной, кустарниковой и травянистой растительности), которые допускается сочетать со средствами механической защиты и другими способами закрепления и удержания песков, в том числе с устройством песчаных валов, траншей, канав, песчаных стенок. На поверхность защитных устройств из песка для его закрепления наносят мелиорант (фиксатор). На участках, где нельзя осуществить фитомелиоративные мероприятия, закрепление и удержание песков следует обеспечивать средствами механической защиты.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2 Перенос частиц песка в зависимости от их размеров начинается на высоте от 0,08 до 0,15 м при скоростях ветра, равных от 2,9 до 3,1 м/с (пески мелкие), от 6,7 до 8,4 м/с (пески средней крупности), от 9,8 до 11,4 м/с (пески крупные).
В зависимости от степени пескозаносимости, определяемой количеством песка, м, приносимому к 1 м пути в течение года, различают три категории участков железных дорог, подверженных песчаным заносам:
- I категория - сильно- и особо сильнозаносимые участки (от 20 до 30 м/м);
- II категория - слабо- и среднезаносимые участки (до 20 м/м);
- Ill категория - незаносимые участки.
Максимальный годовой перенос песка следует определять с вероятностью превышения:
- в сильнозаносимых местностях малонаселенных районов - 1/20 (5%);
- на железнодорожных путях категорий:
l-п, II-п - 1/15 (7%),
Ill-п - 1/10 (10%).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3 Ширину полос отвода земель с каждой стороны пути под фитомелиоративные средства защиты следует проектировать в следующих размерах: в пустынных и полупустынных районах - не менее 200 м, а в остальных - не менее 100 м. За зоной фитомелиоративных мероприятий надлежит выделить охранную зону шириной не менее 500 м в пустынных и полупустынных районах и 100 м - в остальных районах, где запрещаются действия, способствующие увеличению подвижности песков (уничтожение растительности, выпас скота, нарушение почвенного покрова).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4 В пределах охраняемой полосы после окончания строительства железнодорожного пути запрещены:
- земляные работы всех видов;
- движение транспортных средств и прогон скота вне отведенных для этого и обозначенных на местности путей;
- работы, связанные с уничтожением или повреждением растительного покрова (заготовка топлива, хвороста, сена, посадочного материала; выпас скота и т.п.).
6.5 При проектировании пескозащиты должны учитывать:
- рельеф местности;
- скорость и направление ветра, вызывающего перенос песка;
- степень закрепления растительностью поверхности песка;
- зерновой состав песка, его влажность и засоленность;
- характеристику поверхностного слоя песка в отношении возможности закрепления его растительностью;
- глубину залегания грунтовых вод и др.
Оценка степени естественного закрепления поверхности и подвижности песка на местности, прилегающей к трассе проектируемой дороги, приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка степени естественного закрепления поверхности и подвижности песка на местности, прилегающей к трассе проектируемой дороги