4.1 Нормы и правила настоящего свода правил должны соблюдать при проектировании и строительстве защиты железнодорожного пути и сооружении подъездных путей (необщего пользования) и технологических (внутренних) путей, комплексов зданий, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта.
4.2 Требования к верхнему строению пути на подъездных путях (необщего пользования) и технологических (внутренних) путях железнодорожного транспорта установлены в СП 37.13330.
4.3 Нормы и правила настоящего свода правил необходимо учитывать при проектировании всего комплекса сооружений земляного полотна и его обустройств, в том числе: устройств для отведения поверхностных вод (лотки, кюветы, нагорные и забанкетные канавы у выемок, продольные канавы вдоль насыпей и нулевых мест); сооружений для перехвата и отведения грунтовых вод; укрепительных и защитных сооружений и конструкций, защищающих земляное полотно от повреждений и разрушений.
4.4 Для безопасности функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует:
- обеспечивать прочность, устойчивость и долговечность объекта;
- обеспечивать совместимость объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с климатическими условиями района эксплуатации;
- устанавливать назначенный срок службы объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) ресурса продукции, периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов, мониторинг технического состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции;
- проводить выбор материалов и веществ в зависимости от условий эксплуатации;
- устанавливать критерии предельных состояний, при которых дальнейшая эксплуатация объекта невозможна.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Для защиты железнодорожного пути и сооружений от снежных, песчаных заносов, вредного воздействия других неблагоприятных природных явлений вдоль железных дорог следует проектировать и применять защитные конструкции и сооружения, устройства, лесные насаждения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6 Все виды защиты железнодорожного пути и сооружений следует проектировать с учетом топографических и климатических особенностей местности, экологических требований в области охраны поверхностных водных объектов и сельскохозяйственных угодий.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.7 Конструкции защиты железнодорожного пути и сооружений должны соответствовать утвержденной проектной и технической документации, требованиям охраны труда, экологической безопасности, санитарным нормам и правилам.
4.8 Пути и другие сооружения промышленного железнодорожного транспорта должны быть защищены от расчетных воздействий снежных, песчаных заносов и других неблагоприятных природных явлений и техногенных воздействий.
Перечень поражающих факторов источников природных ЧС различного происхождения, характер их действий и проявлений принимают в соответствии с требованиями ГОСТ 22.0.06.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.9 Вдоль путей, пересекающих песчаные территории, должны быть предусмотрены средства защиты от переноса песка на верхнее строение пути. Расчетный перенос песка следует определять с вероятностью превышения 1:10 (10%).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.10 Для защиты пути и сооружений от воздействия, возникающего при развитии оврагов, оползней, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения, которые при необходимости должны применяться в комплексе с другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330 при проектировании земляного полотна.
4.11 Для участков путей, подверженных воздействию снежных лавин, необходимо предусматривать противолавинные мероприятия в соответствии с СП 116.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.11а Для участков путей, подверженных воздействию скально-обвальных процессов, необходимо предусматривать противообвальные мероприятия в виде активной и (или) пассивной защиты от скально-обвальных процессов, в том числе с применением противокамнепадных систем и габионных конструкций, а также неотложные меры в виде очистки закюветных полок и водоотводных устройств, своевременной уборки осыпавшегося материала, устранения застоев воды в неровностях неустойчивых массивов и обеспечения безопасного их стока.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.12 Строительство сооружений, защищающих инфраструктуру железнодорожного пути от разрушающего воздействия опасных геологических и других природных явлений и процессов (лавин, оползней, селевых потоков, скально-обвальных процессов), должно быть закончено до ввода соответствующих участков путей в эксплуатацию и на время строительства эти участки должны иметь временную защиту.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.13 При выборе сооружений, устройств и мероприятий, в т.ч. конструктивных элементов и материалов для защиты объектов инфраструктуры, необходимо учитывать географическое расположение объекта, климатические, геологические, гидрологические и геокриологические особенности района. Для каждого климатического района согласно СП 131.13330 установлены режимы минимальной и максимальной температуры, преобладающее направление и максимальной скорости ветра (в том числе при гололеде), которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве.