Действующий

О направлении методических рекомендаций

III. Формы и методы по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе, в добровольческую и волонтерскую деятельность

Анализ результатов мониторинга принятых мер по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе, в добровольческую и волонтерскую деятельность, показал, что в регионах Российской Федерации используются в основном традиционные формы и методы по вовлечению несовершеннолетних. Самым популярным методом во всех регионах является организация массовых пиар-кампаний, в ходе проведения которых организуется работа информационных палаток, разработка и печать информационно-рекламной продукции, проведение агитационных акций и компаний, публикации в местных средствах массовой информации и пропаганда добровольческой деятельности в сети Интернет. Кроме того, представителями министерств и ведомств, специалистами органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальными педагогами и психологами организуется адресное информирование несовершеннолетних в образовательных учреждениях о значимости проводимых мероприятий и о возможности стать участником волонтерских активов и школ (Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия (Алания), Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Московская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Омская, Пензенская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тюменская области, г.Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ).

Также популярным является проведение индивидуально-профилактических бесед, лекций, тренингов и семинаров для несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета. Так, например, в Кабардино-Балкарской Республике проводятся профилактические лекции и беседы для несовершеннолетних с участием врачей наркологов, участковых уполномоченных ОВД и медицинских работников; организуются просмотры видеофильмов антитабачной направленности "Здоровая жизнь без табака"; классные часы и круглые столы: "Наркомания - социальное зло", "Береги себя!", "Скажи наркотикам - нет!", "Мое отношение к ЗОЖ", "Вместе против беды", "Узнай правду", "Молодежь. Закон. Наркотики" с участием представителей подведомственных учреждений, социальных педагогов и педагогов-психологов. Организуются тренинги личностного роста, позволяющие раскрыть несовершеннолетнему свой потенциал, познать и понять себя; тренинги, направленные на преодоление чувства одиночества, выявление лидера, а также на командообразование; тренинги, направленные на расширение кругозора, закрепление и укрепление знаний и сопутствующих им навыков, умений, формирование общей культуры, формирование активной гражданской позиции, развитие коммуникабельности в процессе деятельности, привитие культуры общения, овладение правилами поведения в обществе, а также воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважение к национальным традициям.

В Республике Калмыкия с целью привлечения детей в социально-значимые мероприятия в образовательных учреждениях организуются просмотр патриотических мультфильмов отечественного производства ("Солдатская сказка", "Легенда о старом маяке", "Василек" и т.д.); просветительская беседа о подвиге советского народа в Великой отечественной войне; общение с ветеранами Великой отечественной войны, организация совместного чаепития.

В Чеченской Республике с целью вовлечения детей в военно-патриотические мероприятия проводятся лекции о подвиге народов Чечни в годы Великой отечественной войны. При проведении лекций педагоги стараются развить познавательный интерес учащихся к истории своей малой родины; способствовать формированию патриотических чувств, уважение и почтение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войн.

В Воронежской области проводятся индивидуально-профилактические беседы с несовершеннолетними о Всемирном дне пожилых людей, о проявлении милосердия к старшему поколению; разъяснительные беседы, позволяющие детям понять значимость благотворительных акций; беседы о бережном отношении к природе и др. В Кемеровской области организуются мероприятия по формированию и развитию системы нравственных и духовных ценностей через личный пример, пример авторитетных для подростка личностей, совместный просмотр и обсуждение художественных фильмов, пример исторических персонажей, реальных свидетелей значимых исторических событий. Формирование и развитие системы нравственных и духовных ценностей, повышение престижа армейской службы.

В Курганской области осуществляется проведение обучающих курсов по основам добровольческой деятельности, в том числе, обеспечивающие волонтеров необходимыми знаниями и навыками работы с детьми с девиантным и делинквентным поведением, особенностям вовлечения их в продуктивную досуговую деятельность.

В Нижегородской области организуется проведение семинаров-практикумов, в рамках которых проводятся лекционно-практические занятия по нормативно-правовому обеспечению деятельности детского и молодежного общественного движения, волонтерского движения в регионе, по созданию единого воспитательного пространства через реализацию районных/городских проектов (программ), по основным направлениям деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в Нижегородской области.

Кроме того, с целью привлечения несовершеннолетних в общественно значимые мероприятия регионами организуются оздоровительные мероприятия для детей. В Астраханской области в ходе реализации оздоровительных мероприятий с детьми, состоящими на различных видах учета, была организована реабилитационно-воспитательная работа с привлечением их к патриотической и физкультурно-спортивной деятельности. В период оздоровительной кампании достигнут 100% охват детей, относящихся к данной категории. Помимо традиционных форм отдыха и оздоровления, данная категория детей активно привлекалась к различным формам занятости, таким как подростковые клубы, зеленые патрули, трудовые объединения, экологические, военно-патриотические, туристические отряды. Во Владимирской области состоялось открытие оздоровительно-реабилитационных и оздоровительно-трудовых групп.

Во всех регионах с целью привлечения несовершеннолетних в общественно значимые мероприятия, в том числе, в волонтерскую и добровольческую деятельность, особое внимание уделяется организации системы наставничества.

В Астраханской области в настоящий момент на территории региона действуют 163 наставника на 163 несовершеннолетних правонарушителя. В рамках принятия мер наставники вовлекают детей, состоящих на различных видах учета, в проведение таких общественно значимых мероприятий как акция "Дерево Победы", акция "Георгиевская ленточка". Вовлечение детей в организацию и проведение указанных акций способствует сохранению памяти о Великой Отечественной войне и воинском подвиге защитников Отечества, воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к сохранению исторического наследия. В каждом учреждении для несовершеннолетних в рамках индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими различные формы противоправного поведения, созданы рабочие группы, в состав которых входят сотрудники Управления МВД России по Астраханской области, специалисты учреждений здравоохранения и детских учреждений. Данными рабочими группами совместно разрабатываются и утверждаются индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, за несовершеннолетними закрепляются наставники из числа отставных военных. В рамках проекта "Наставничество" проходят тематические встречи наставников, детей и кураторов проекта. Так, например, в социальном приюте для детей "Любава" особое внимание уделяется патриотическому, духовно нравственному и культурному воспитанию детей в духе и традициях казачества. Наставниками для детей стали казаки Енотаевского станичного казачьего общества Астраханского окружного казачьего общества войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", которые регулярно проводят встречи с воспитанниками приюта, знакомят их с историей казачества, проводят уроки мужества и профилактические беседы. Регулярно проводятся мероприятия познавательного характера, экскурсии в расположения части и церковного храма.

Во Владимирской области созданы площадки (клубы) для совместного приобретения различных знаний и опыта добровольцами-наставниками и выпускниками детских домов, проведения совместных досуговых мероприятий, установления эмоциональных и духовных связей между добровольцем-наставником и выпускником детского дома. Осуществляется организация индивидуального сопровождения выпускников детских домов добровольцами-наставниками в вопросах общения с ближайшим социальным окружением. Реализуется подготовка и размещение в г.Владимире социальной рекламы по вопросам профилактики социального сиротства, защиты детей для формирования в общественной среде готовности и понимания необходимости оказывать поддержку, принимать участие во вхождении в самостоятельную жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Свердловской области в образовательных организациях оказывается шефская помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям из социально незащищенных и неблагополучных семей (одежда, обувь, бесплатное питание и учебники, бесплатное посещение театральных представлений). Также регулярно проводится демонстрация положительного опыта волонтерской деятельности, поощрение грамотами и подарками наиболее активных волонтеров.

В Хабаровском крае создана "Академия волонтеров", где привлечение несовершеннолетних к добровольческой деятельности включает три этапа. 1 этап - информирование и мотивирование потенциальных слушателей Академии об условиях участия в проекте через кураторов волонтерских отрядов, личное общение, презентации проекта в образовательных учреждениях, в сети Интернет; привлечение несовершеннолетних, состоящих на учетах, для участия в проекте "Академия волонтеров". 2 этап - реализация обучающей программы на площадке школ для каждой группы (3 занятия по 2 часа) с привлечением специалистов в сфере профилактики. 3 этап - разработка и презентация социальных программ с привлечением специалистов в сфере профилактики правонарушений, организаций-партнеров, администрации образовательных учреждений. Итоговый этап - итоговая конференция с подведением итогов, обсуждением перспектив развития проекта. Приглашаются все слушатели, организации-партнеры, представители средств массовой информации.

В Удмуртской Республике организована работа по повышению компетенции волонтеров, работающих с детьми и молодежью; обучению подростков, состоящих на различных видах учета, профилактической антинаркотической деятельности; обучению членов волонтерских отрядов ведению профилактической работы среди детей и молодежи по принципу "равный - равному"; увеличению числа молодых людей, занятых волонтерской деятельностью в сфере профилактики употребления психоактивных веществ.