Действующий

О направлении методических рекомендаций

II. Положительные практики вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе, в добровольческую и волонтерскую деятельность в субъектах Российской Федерации

Многолетний опыт проведения общественно значимых мероприятий с участием детей, состоящих на различных видах учета, показал, что для обеспечения эффективности проводимых программ недостаточно только организации разовых мероприятий, необходимо информационное, научное и техническое сопровождение данных мероприятий, с целью формирования у детей, состоящих на различных видах учета, устойчивого правосознания.

Решение данной задачи возможно лишь при постоянной полномасштабной работе с детьми через организацию в регионе правового просвещения; развитие и увеличение доступных секций, кружков различной направленности; проведение множества регулярных спортивно-массовых мероприятий; информационно-просветительской деятельности в образовательных организациях; конференций (съездов) с привлечением молодежи и известных деятелей в области науки, бизнеса, искусства; систематической работы с детьми и молодежью представителей органов исполнительной власти, общественных объединений и психологов и т.д.

Добровольческая деятельность позволяет подростку лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится большая работа по вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе, в добровольческую и волонтерскую деятельность.

Например, на основании Указа Губернатора Свердловской области от 13 марта 2017 года N 53-УГ 2017 год на территории Свердловской области объявлен "Год добровольцев", в связи с чем Департаментом молодежной политики Свердловской области разработан план по развитию волонтерского движения в Свердловской области на 2017-2020 годы. Реализация указанного плана запланирована с участием следующих исполнительных органов государственной власти Свердловской области: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство общественной безопасности Свердловской области, Департамент по труду и занятости населения Свердловской области, Департамент молодежной политики Свердловской области. Дополнительно организована подготовка и согласование проекта алгоритма взаимодействия Главного управления МВД Российской Федерации по Свердловской области с Министерством физической культуры и спорта Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, Департаментом молодежной политики Свердловской области по привлечению на безвозмездной основе на спортивные, культурно-массовые и молодежные мероприятия, фестивали, выставки, смотры и конкурсы в сфере профессионального и самодеятельного художественного творчества несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД Российской Федерации в Свердловской области на районном уровне и находящихся в трудной жизненной ситуации.

Областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Вологодской области разработан комплекс мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, на 2018-2019 годы. Целью комплекса мер является разработка модели реабилитации и социальной адаптации подростка с девиантным поведением, на основе реализации его личностного потенциала. Реализация комплекса мер будет способствовать созданию устойчивой региональной системы организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством совершенствования взаимодействия органов и учреждений системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних; создания условий, благоприятных для развития личности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их успешной ресоциализации; привлечения некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса, добровольцев к решению задач профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних; расширения инфраструктуры организаций, участвующих в организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; повышения профессиональных компетенций специалистов, участвующих в организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; развития разнообразных форм и внедрения эффективных практик организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в деятельность учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежи, общественных и некоммерческих организаций.

В Красноярском крае распоряжением Правительства Красноярского края от 15 августа 2017 года N 535-р одобрена концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае (далее - Концепция) и утвержден план мероприятий по реализации Концепции. В рамках Концепции предусмотрены следующие мероприятия: вовлечение воспитанников подросткового и юношеского возраста в управление организацией для детей-сирот: управленческий детско-взрослый совет организации для детей-сирот, творческое сообщество воспитанников организации для детей-сирот по планированию и реализации досуговой деятельности и другие; организация деятельности по вовлечению воспитанников организаций для детей-сирот подросткового и юношеского возраста в совместную проектную деятельность с организациями в сфере молодежной политики, в том числе связанную с волонтерским движением; содействие развитию добровольческих движений в целях решения вопросов, связанных с проживанием в общежитии, организацией учебного процесса, занятостью выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в ФГПОУ, КГПОУ, ФГОУ ВО, находящихся на территории Красноярского края. Вовлечение несовершеннолетних в организованные формы досуга и занятости будет продолжено посредством флагманских программ и инфраструктурных проектов. Флагманские программы направлены на формирование молодежных сообществ и молодежных общественных организаций, на поддержку и институционализацию инициатив молодых людей, отвечающих актуальным приоритетам социально-экономического развития края. Реализация флагманских программ позволяет организовывать занятость и вовлечение молодежи в позитивные формы деятельности путем предоставления альтернатив асоциальному поведению. В основе профилактической деятельности лежат косвенные, "мягкие" формы включения молодежи в позитивные, конструктивные, социально приемлемые виды активности. При этом деятельность по профилактике негативной активности строится с учетом особенностей социализации молодежи, существующих и действующих молодежных субкультур, латентности многих процессов, определяющих поведение молодого человека.

Анализ результатов мониторинга, посвященного изучению опыта регионов по вовлечению детей в общественно значимые мероприятия, показал, что во всех регионах Российской Федерации осуществляется работа по проведению информационно-просветительской деятельности, способствующей вовлечению детей, состоящих на различных видах учета, в общественно-значимые мероприятия.

Так, например, в целях информационного обеспечения молодежной политики на территории Красноярского края реализуется инфраструктурный проект "Инфоцентр", который включает в себя работу молодежного портала "Мымолодые.рф", координацию работы групп флагманских программ, инфраструктурных проектов в социальных сетях, выпуск еженедельного дайджеста новостей. В рамках инфраструктурного проекта "Инфоцентр" в дистанционном формате работает медиашкола для специалистов и активистов муниципальных молодежных центров, ответственных за работу групп в социальных сетях. Одним из обучающих блоков программы школы является формирование безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). Информирование о возможностях краевой молодежной политики, деятельности молодежных центров, открытых пространств, флагманских программ, инфраструктурных проектов осуществляется, в том числе через социальные сети (официальные группы в социальной сети "Вконтакте" (далее - официальные группы)). В настоящее время действуют 56 официальных групп муниципальных молодежных центров; 13 официальных групп краевых флагманских программ; 11 официальных групп инфраструктурных проектов; 441 официальная группа муниципальных штабов флагманских программ. В официальных группах публикуются новости о предстоящих мероприятиях, пост-релизы и фотоотчеты о прошедших событиях, имиджевые видеоролики о проектах, полезная информация и инфографика. Кроме того, для информирования молодежи о крупных проектах и мероприятиях краевой молодежной политики создаются отдельные сайты (http://краспутевка.рф, http://dobrokarta.ru, http://timbiryusa.ru, http://www.krasleader.ru и др.).

Ежегодно в Республике Коми проходит День Правовой помощи детям. В республике практикуется проведение "Единого дня профилактики" в муниципальных образованиях. Отличительной чертой данных мероприятий является их выездной характер. Проводятся они в тех муниципальных образованиях республики, где отмечается ухудшение состояния оперативной обстановки среди несовершеннолетних.

Интересные и эффективные решения в области вовлечения детей в общественно значимые мероприятия присутствуют в таких субъектах Российской Федерации как Республики Адыгея, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Хакасия, Камчатский, Хабаровский края, Иркутская, Курская, Омская, Рязанская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области и г.Санкт-Петербург. Ежегодно в данных регионах министерствами и ведомствами совместно с образовательными организациями проводятся республиканские и региональные Школы волонтеров. В рамках работы Школ проводятся обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, квесты и иные мероприятия. Подготовка волонтеров осуществляется по различным программам, например, по программам "Профилактика вредных привычек и зависимостей, употребления ПАВ", "Патриот своей страны", "Мир без границ", "Ветер перемен", "Экология души и природы" и др. Слушателями (участниками) Школ являются как вновь вступившие в ряды добровольческий (волонтерских) объединений и отрядов дети, так и состоящие в них на протяжении нескольких лет. Обучение в Школах позволяет молодежи развивать личностные, профессиональные и творческие способности, а также сплотиться в атмосфере группового доверия. Кроме того, обучение способствует освоению новых знаний, навыков, которые в дальнейшем дети используют, участвуя в социально значимых мероприятиях регионов. Также широкое распространение в данных регионах получила организация обучения детей, состоящих на различных видах учета, по различным направлениям волонтерской деятельности. В образовательных учреждениях общего, среднего и высшего образования организуются семинары, лектории, круглые столы, мастер-классы, вебинары и интернет-уроки, мотивирующие детей на общественно-значимую деятельность.

В Свердловской, Сахалинской, Тульской, Новосибирской областях и Республике Алтай высоко развито межведомственное взаимодействие с целью обмена информацией между муниципальными органами управления культурой, образованием, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защиты их прав, а также другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о планируемых социально значимых мероприятиях, действующих клубных формированиях несовершеннолетних. Кроме того, детей состоящих на различных видах учета, ежегодно включают в состав делегаций, направляемых по обмену опытом в другие регионы Российской Федерации.

Эффективным является опыт вовлечения детей в общественно значимые мероприятия во Владимирской, Астраханской, Свердловской, Смоленской областях, в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия). В данных регионах Российской Федерации ведется работа по закреплению персональных наставников за подростками, состоящими на профилактических учетах и попавшими в трудную жизненную ситуацию, с добровольным принятием ими обязанностей по воспитанию и социализации подопечного. Наставники следят за посещаемостью, успеваемостью, дисциплиной подопечных, стимулируют их к участию в общественно значимых мероприятиях, поддерживают связь с родителями, участковыми уполномоченными полиции, сельскими администрациями, проводят индивидуально-профилактическую работу, при необходимости ходатайствуют о вызове безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образовательной организации. Наставники проводят профилактическую работу с подростками и их семьями по индивидуальному плану, посещают подростков по месту жительства.

Реализация проектов в области организации наставничества в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с привлечением старшего поколения и инвалидов, осуществляется в Хабаровском крае. С 2016 года на базе краевого государственного автономного учреждений "Дом молодежи" (г.Комсомольск-на-Амуре) реализуется социальный проект "Мы вместе" (далее - проект), основной задачей которого является организация деятельности по привлечению молодежи и детей, в том числе состоящих на различных видах учета к волонтерскому движению и созданию условий для комфортной работы несовершеннолетних в мероприятиях различного уровня. Общее количество участников проекта в 2016 году составило около 80 человек, из них 20 человек - молодые люди с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 году проект охватил пять муниципальных образований (Солнечный, Амурский, Советско-Гаванский, Ванинский и имени Лазо муниципальные районы), численность участников составила более 100 человек. Финансирование проекта составило 600 тысяч рублей, из них 30 тысяч рублей - средства краевого бюджета, 570 тысяч рублей - средства федерального бюджета. В настоящее время молодые люди с инвалидностью, принявшие участие в проекте могут активно участвовать в мероприятиях различного уровня в качестве волонтеров.