Действующий

О направлении методических рекомендаций

VI. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики с аппаратами уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации принимают участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Основными задачами деятельности уполномоченных правам ребенка в субъектах Российской Федерации являются: обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав ребенка; содействие реализации прав и законных интересов ребенка; правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка; взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, органами общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка; пропаганда положений Конвенции о правах ребенка; развитие сотрудничества в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка и иные.

Анализ регионального опыта по вопросам взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с аппаратами уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики показывает, что данное взаимодействие позволяет более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей, прежде всего своевременным выявлением фактов нарушения прав детей, оперативным реагированием на данные факты и оказанием адресной и квалифицированной помощи детям.

Положительный опыт взаимодействия сформировался в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г.Абакана Республики Хакасия. В данной образовательной организации правовое просвещение родителей (иных законных представителей) по вопросам реализации прав и законных интересов ребенка, разъяснение, пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей осуществляется, в том числе, через участие уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия в форумах родительской общественности, а также в проведении индивидуальных и коллективных бесед с обучающимися, в том числе, с требующими повышенного внимания, по правовому просвещению. При участии Уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия консультации проводятся также и для родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних. В целях реализации мероприятий, направленных на обеспечение прав детей и разрешение конфликтов, в образовательной организации оформлены наглядные стенды с необходимой, в том числе, контактной, информацией об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка при Президенте РФ и уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия, также данная информация размещена на сайте школы. Еще одним примером является взаимодействие муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 30" г.Иркутска и аппарата уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. В рамках взаимодействия, которое активно реализуется с 2011 года, при содействии Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области 25 педагогов данной школы, родителей и 25 обучающихся в 2011-2012 гг. прошли курсовую подготовку в АНО "Иркутский центр медиации" по организации работы школьной службы медиации. Это был первый опыт создания школьной службы медиации в общеобразовательной школе в Иркутской области.

В Краевом Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении "Губернаторский авиастроительный колледж Комсомольска-на-Амуре" Хабаровского края с участием регионального уполномоченного по правам ребенка был реализован комплекс мер по правовому просвещению несовершеннолетних: "круглый стол" "Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", информационные часы "Конвенция о правах ребенка", уроки права "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "круглый стол" с работниками отдела социальной защиты населения "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Институт уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации является важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей. В сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих обеспечению и защите прав и законных интересов несовершеннолетних, он занял свою нишу, не подменяя при этом деятельность других субъектов системы профилактики, но действуя в тесном контакте с ними, в связи с чем, образовательным организациям целесообразно использовать данный ресурс и осуществлять его адвокатирование среди участников образовательной деятельности.