Действующий

О направлении методических рекомендаций

V. Взаимодействие образовательных организаций с общественными объединениями в работе с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Участие общественных объединений в работу с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета и профилактику их безнадзорности и правонарушений является одним из механизмов повышения эффективности и качества решения этой важной социальной задачи. Общественные организации имеют: большую гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем несовершеннолетних и широкую возможность внедрения инновационных технологий; возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров; возможность привлечения дополнительных материально-финансовых ресурсов; высокую самоотдачу и креативность сотрудников; возможность включения в сферу своей социозащитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения органов и учреждений системы профилактики; значительную степень доверия со стороны несовершеннолетних и их родителей (иных законных представителей). Все это обусловливает значимость задачи максимального вовлечения общественных объединений в сферу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами и учреждениями системы профилактики, в том числе с образовательными организациями.

Четко структурированный процесс взаимодействия и сотрудничества образовательной организации с общественными объединениями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно проиллюстрировать на примере муниципального автономного образовательного учреждения "Средняя образовательная школа N 41" г.Тюмени. Данное взаимодействие реализуется по следующему алгоритму:

наличие проработанной системы оценки реальных возможностей для достижения планируемых результатов;

планирование деятельности с учетом реальных ресурсных возможностей общественного объединения;

определение до начала учебного года заказа в адрес общественного объединения в виде некоторого перечня направлений и форм сотрудничества с ним;

рассмотрение вопроса о возможности качественного обеспечения предложенных услуг (материально-технические условия, согласование расписания, определение учебных кабинетов и др.);

разработка и коррекция совместных планов (соглашений);

организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение совместных мероприятий;

организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары, "круглые столы", конференции, совещания).

Данная средняя образовательная школа совместно с общественными объединениями (Совет ветеранов микрорайона, Тюменское областное общественное детское движение "ЧИР", областной центр реабилитации инвалидов, Центр защиты материнства "Покров", коворкинг "Моя территория", Центр общественно-политических инициатив "Моя территория Единой России", Тюменское региональное отделение Всероссийского общества глухих, АНО "Тюмень против наркотиков", Тюменский центр казачьей внешкольной работы "Кречет", Центр внешкольной работы "Дзержинец") систематически проводит мероприятия по организации досуга обучающихся, участвует в наставнической деятельности в отношении несовершеннолетних, организует семинары, "круглые столы", конференции, совещания, благотворительные акции и др.

Положительный опыт совместной деятельности с общественными организациями наработан в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении г.Тюмени "Западно-Сибирский государственный колледж". Так, например, члены общественной организации ветеранов войны и труда г.Тюмени принимают участие в проведении разъяснительной работы с обучающимися Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Западно-Сибирский государственный колледж", становятся наставниками у несовершеннолетних "группы особого внимания". Сложилась практика обращения руководства колледжа за помощью в диаспоры народов Северного Кавказа, в общественную организацию "Трезвая Тюмень" при организации индивидуальной профилактической работы, при организации крупных профилактических мероприятий. Ассоциация рестораторов "Тюменское гостеприимство", торговых предприятий Тюменской области, являясь социальными партнерами колледжа, принимают участие в трудоустройстве обучающихся социально необеспеченных категорий. Ассоциация предприятий, организующих летний оздоровительный отдых детей в Тюменской области, оказывает содействие в организации деятельности студенческого отряда "ФРЭШ". Кроме этого, студенты колледжа принимают активное участие в качестве волонтеров при организации спортивно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях общественных организаций инвалидов, общественной организации "Особый ребенок".

Эффективной формой работы с обучающимися, требующими повышенного внимания, является институт наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г.Абакан Республики Хакасия Наставничество реализуется членами общественного объединения Совет отцов, члены которого осуществляют индивидуальное сопровождение каждого подростка указанной категории, в том числе детей, состоящих на различных видах учета. Для этого разработана специальная программа индивидуального сопровождения (наставничества). Она направлена на осуществление постоянного взаимодействия с ребенком, нацелена на оказание ему необходимой поддержки в период социальной адаптации.

Совет отцов оказывает содействие школе в проведении мероприятий индивидуальной профилактической работы. Так, например, члены Совета отцов проводят встречи и индивидуальные беседы с несовершеннолетними, их родителями (иными законными представителями), а также иными членами их семей; вовлекают подростков в спортивные секции, кружки по интересам; проводят встречи с классными руководителями и "учителями предметниками" своих подшефных; в летний период помогают школе организовывать временное трудоустройство своих подшефных. Эффективным является сотрудничество в рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с представителями духовенства. Так, на территории г.Ростова осуществляется активное взаимодействие между муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Школа N 107" г.Ростова и Свято-Казанским храмом и Приходом храма Покрова Пресвятой Богородицы. Обучающиеся указанной образовательной организации, в том числе состоящие на различных видах учета, принимают участие в благотворительных акциях "Белый цветок", "Пасхальная ярмарка", благотворительных концертах, а также посещают экскурсии в Свято-Казанском храме.

Интерес представляет практика вовлечения несовершеннолетних в работу в общественных организациях, используемая в Государственном бюджетном образовательном учреждении "Красногородская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Псковской области. В данной школе-интернате организуется работа по вовлечению несовершеннолетних в детскую общественную организацию "Бригантина", различного рода мероприятия которой проводятся еженедельно. Совместно с ветеранами совхоза "Вымпел" осенью и весной на территории Красногородской волости проводятся "трудовые десанты", ежеквартально проводятся культурно-массовые мероприятия при поддержке благотворительного фонда "Добрый Псков".