Действующий

О направлении методических рекомендаций

III. Эффективные формы работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики

Анализ регионального опыта позволил рекомендовать к применению следующие эффективные формы работы с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.

Организация работы по качественному доступному обучению и обеспечению внеурочной занятости несовершеннолетних обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) в образовательных программах каждой образовательной организации должна быть реализована программа воспитания и социализации обучающихся. Содержание указанной программы отражено в примерной основной образовательной программе (http://fgosreestr.ru).

В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться групповые занятия, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних, их интеграцию в общество, а также на формирование толерантного поведения.

Например, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета, проводятся групповые занятия с использованием медиативных техник, таких как "круги примирения" (форма работы, в рамках которой подросток высказывает свое мнение и цивилизованно отстаивает его в групповом споре). Эффективность "кругов примирения" заключается в организации активной работы в группе, проведении "мозгового штурма" по выработке решения, удовлетворяющего всех участников дискуссии. Также в данной образовательной организации успешно используются игровые тренинги как форма работы в классах, где основная проблема - агрессивное поведение по отношению друг к другу, как прием самоутверждения (характерно для несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом).

В г.Алапаевске Свердловской области в муниципальном автономном образовательном учреждении "Средняя образовательная школа N 4" используется такая форма внеурочной занятости, как работа дискуссионного клуба. В школе длительное время функционирует дискуссионный клуб "Подросток", деятельность которого направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся. Кроме постоянных членов клуба, на заседания приглашаются подростки и педагоги других школ, представители общественности города. На обсуждение в дискуссионном клубе выносятся самые злободневные вопросы, например, такие темы: "Осторожно, злые дети! Жестокость подростков", "Курительные смеси. Это опасно!", "Решение конфликтных ситуаций в школе", "Жестокое обращение в семье", "Энергетические напитки - польза или вред?", "Компьютерная зависимость", "Пивная зависимость" и другие.

Организация работы по формированию правовой компетентности несовершеннолетних обучающихся.

В рамках реализации этого направления деятельности наряду с изучением предметных областей "история", "обществознание", "основы безопасности жизнедеятельности" могут использоваться такие формы как разработка и реализация долгосрочных внутришкольных программ, формирование специализированных органов самоуправления обучающихся, чтение элективных курсов.

Например, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 7" г.Абакана Республики Хакасия успешно реализуется программа "Школа - правовое пространство", позволяющая приобрести подросткам необходимый для последующей социальной адаптации опыт улаживания конфликтов с помощью правовых механизмов.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области "Барышевская средняя школа N 9" разработаны и проводятся элективные курсы "Имею право", "Подросток и закон".

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Краевой многопрофильный техникум" г.Перми процесс правового просвещения организуется в ходе заседаний органа студенческого самоуправления "Правовой сектор", которые проходят в формате обсуждений актуальных социальных проблем молодежи, совместном поиске их решений. При поддержке администрации данной организации студенты организуют диспуты и конкурсы социально-правовой направленности для обучающихся техникума.

Вовлечение несовершеннолетних обучающихся в социально значимую, в том числе волонтерскую деятельность.

В качестве форм работы по данному направлению могут использоваться:

формирование в образовательной организации волонтерских отрядов или движений либо привлечение обучающихся к участию в акциях, организуемых волонтерскими отрядами или движениями;