Действующий

О направлении методических рекомендаций

I. Общие положения

В целях реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, во всех субъектах Российской Федерации органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) принимаются меры, направленные на совершенствование деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их, совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с детьми, реализации механизмов межведомственного взаимодействия.

Образовательные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) являются частью системы профилактики, наряду с органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными органами.

Основными задачами деятельности образовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 120-ФЗ определены следующие основные направления работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в рамках осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;

выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Реализуя указанные функции, образовательные организации достигают в том числе цели правового просвещения и правового информирования, которые в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" являются формами профилактического воздействия.

Образовательные организации (школы, техникумы, колледжи и иные) взаимодействуют с детьми ежедневно, в то время как другие субъекты системы профилактики, как правило, контактируют с ними эпизодически (а порой и однократно). В настоящее время именно в образовательном пространстве формируется и отрабатывается социальный опыт ребенка. Для того чтобы работа с детьми в образовательной организации была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему.

Вместе с тем, в различных субъектах Российской Федерации сложились разные подходы к организации в образовательных организациях работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, что делает актуальным изучение такого опыта и трансляцию передовых практик в данном направлении.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 27 сентября 2016 г. N 13 Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ региональных практик организации работы образовательных организаций с несовершеннолетними, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, который позволил выделить наиболее эффективные формы данной работы.