Статус документа
Статус документа

СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением (с Изменением N 1)

     7.3 Проектирование трассы перехода

7.3.1 Профиль трассы

7.3.1.1 Профиль трассы ЗП выполняемого методом ГНБ от точки забуривания до выхода (входа) на поверхность (в котлован или шурф), в зависимости от ситуационно-топографических и инженерно-геологических условий, может включать прямолинейные и криволинейные участки. Радиусы изгиба криволинейных участков определяются по 7.3.2 и эксплуатационными требованиями для конкретного вида прокладываемой коммуникации. Под пересекаемыми капитальными зданиями и сооружениями следует, как правило, предусматривать прямолинейные участки.

7.3.1.1а Для исключения графического искажения геометрических параметров бурения чертеж продольного профиля ЗП должен выполняться в равном масштабе по вертикальной и горизонтальной оси:

- М 1:100 при общей длине в плане 0-200 м;

- М 1:200 при общей длине в плане 0-400 м.

Примечание - М 1:100 рекомендован к использованию при наличии большого количества графической информации на продольном профиле ЗП (высокая плотность пересекаемых инженерных коммуникаций и сооружений, сложный рельеф, стыковочные узлы с линейной частью проектируемых коммуникаций, близость к пересекаемым естественным и искусственным преградам).

Для ЗП протяженностью в плане свыше 400 м в чертеже продольного профиля допускается использование масштабов по горизонтали М 1:500, М 1:1000 при масштабах по вертикали М 1:100, М 1:200.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

7.3.1.2 При проектировании трассы закрытого перехода необходимо учитывать вид прокладываемой коммуникации, тип и диаметр трубопровода, а также вид применяемого технологического оборудования.

Чертеж продольного профиля должен содержать следующие данные:

- уровни грунта по всей длине пересечения и отметки в соответствующей системе координат;

- уровень грунтовых вод;

- уровень водоема, при необходимости, отметки горизонтов высоких и низких вод;

- углы входа и выхода;

- параметры составляющих участков бурового профиля (длины, радиусы изгиба, углы поворота, заглубление);

- горизонтальную и общую длину закрытого перехода.

Примечание - Длина закрытого перехода определяется длиной трассы бурения между точками входа и выхода и может превосходить длину протягиваемого трубопровода за счет дополнительных технологических интервалов на концах перехода (см. 7.3.1.7);


- допускаемые отклонения точки выхода;

- приближение прокладываемой коммуникации к пересекаемому объекту;

- заглубление в критических зонах (например, под озерами, реками, в точке входа и т.п.).

Примечание - Допускаемые отклонения точки выхода пилотной скважины от проектного створа должны определяться в зависимости от вида прокладываемой коммуникации, длины бурения, инженерно-геологических условий строительства.

7.3.1.3 Трасса скважины для обеспечения необходимого заглубления должна начинаться с прямолинейного участка, наклонного к горизонту под углом входа в грунт. В общем случае после прямолинейного участка должен следовать криволинейный вогнутый участок с расчетным радиусом изгиба, затем прямолинейный (горизонтальный или наклонный) участок до следующей кривой (без нарушения допустимого радиуса изгиба) и так до точки выхода по прямолинейному тангенциальному участку с наклоном под углом выхода к поверхности. Пример построения продольного профиля скважины ГНБ приведен на рисунке 7.1.

7.3.1.4 Угол входа скважины в грунт, в зависимости от условий строительства, назначения трубопровода, вида труб и применяемого оборудования, как правило, принимается от 7° до 23°, угол выхода скважины на поверхность от 1° до 45°. При определении в проекте углов входа и выхода следует учитывать необходимость устройства технологических шурфов (приямков) или возможность размещения буровой установки в котловане.

Примечание - Уточненные значения углов входа и выхода скважины для подводных переходов приведены в 10.10.