6.2.1 Порядок проведения инженерно-экологических изысканий по физическим факторам при проектировании и строительстве ВСМ приведен в СП 47.13330 и [2].
6.2.2 Исследования физических факторов (шум, вибрация, инфразвук) представляют собой неотъемлемую часть комплексных инженерно-экологических изысканий, которые выполняют для оценки современного экологического состояния окружающей природной среды, прогноза возможных изменений окружающей среды под влиянием техногенной нагрузки, экологического обоснования строительства ВСМ и обеспечения благоприятных условий жизни населения.
6.2.3 Организация, выполняющая инженерно-экологические изыскания, должна иметь допуск к соответствующим видам работ.
6.2.4 Программа инженерно-экологических изысканий составляется в соответствии с техническим заданием заказчика. Она должна определять границы территорий изысканий [2]. Для обоснования предполагаемых границ зон воздействия ВСМ по физическим факторам рекомендуется проведение предварительных расчетов и осуществление предварительного прогноза возможных неблагоприятных изменений природной и техногенной среды при эксплуатации ВСМ с определением ориентировочных расчетных зон акустического дискомфорта для каждого физического фактора без учета проведения защитных мероприятий.
6.2.5 Размещение точек в предполагаемых границах зон воздействия от ВСМ по каждому физическому фактору следует проводить раздельно с соблюдением следующих рекомендаций и согласно ГОСТ 23337, ГОСТ 31191.2, ГОСТ 31296.1, ГОСТ 31296.2 и ГОСТ Р 53187.
6.2.5.1 Точки измерения уровней воздействия шума должны быть выбраны у ближайших к оцениваемому участку железнодорожного пути объектов, нормируемых согласно СН 2.2.4/2.1.8.562, в число которых входят жилые здания, здания медицинских организаций, санаториев, пансионатов, домов-интернатов, поликлиник, библиотек, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, гостиницы, общежития, площадки отдыха, внутриквартальные территории и другие общественные здания и прилегающие к ним территории, попадающие в предварительные зоны акустического дискомфорта по каждому физическому фактору раздельно.
6.2.5.2 Точки измерения уровней воздействия вибрации выбирают внутри нормируемых помещений нормируемых объектов по принципу, описанному в 6.2.5.3-6.2.5.4. По требованию заказчика уровни вибрации могут быть измерены на территории для комплексности информации инженерных изысканий.
6.2.5.3 В густонаселенных районах и при плотной застройке территории рекомендуется выбирать одну точку на 500 м проектируемой трассы ВСМ у наиболее близкорасположенных к оси трассы объектов одной категории. Категории зданий и прилегающих к ним территорий следует выделять согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 3). Число точек измерений может быть увеличено решением проектной организации при его достаточной обоснованности и согласовании с заказчиком.
6.2.5.4 Точки измерений должны отражать существующую обстановку обследуемой территории по уровням физического воздействия, т.е. должны учитывать и содержать достоверную информацию о близости расположения промышленных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, которые оказывают влияние на фоновые уровни.
6.2.6 Принятая схема измерений, объем работ и полученная информация должны обеспечить достаточность и достоверность материалов инженерных изысканий по уровням физических факторов для оценки воздействия проектируемой трассы ВСМ на окружающую среду и получение исходных данных для разделов проектной документации и разработки мероприятий по охране окружающей среды и проекта строительства.
6.2.7 В точках измерений должны быть зафиксированы основные источники, характер и интенсивность вредного воздействия, выявлены зоны акустического дискомфорта с превышением допустимого уровня вредного физического воздействия [2].
6.2.8 В период эксплуатации ВСМ инженерно-экологические исследования и изыскания могут быть продолжены посредством организации экологического мониторинга [2].
6.2.9 Целями проведения экологического мониторинга уровней шума от ВСМ являются аналитическая оценка акустической обстановки на прилегающей селитебной территории и выявление тенденций и динамики развития ситуации в целях контроля качества и эффективности работы выполненных мероприятий по защите населения от шума и вибрации, источником которых является ВСМ.