Статус документа
Статус документа

СП 338.1325800.2018 Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства

     5 Общие положения

5.1 Требования к выполнению акустических расчетов для высокоскоростных железнодорожных линий со скоростью движения поездов от 200 до 250 км/ч изложены в ГОСТ 33325, СП 276.1325800. Требования к шумозащитным экранам, устанавливаемым вдоль высокоскоростных железнодорожных линий со скоростью движения поездов от 200 до 250 км/ч, изложены в ГОСТ 33328.

5.2 Доминирующий вклад в шум высокоскоростных поездов (со скоростью движения более 250 км/ч) вносит аэродинамический шум, который является результатом взаимодействия встречного потока воздуха с кузовом железнодорожного состава. Компонентами аэродинамического шума являются нестационарные турбулентные течения на передней и задней частях поезда и структурных элементах поезда (в основном, на токоприемнике, в межвагонном и подвагонном пространствах), а также турбулентный пограничный слой, генерируемый вдоль всей поверхности поезда.

5.3 В основу расчетной модели положено, что шум от высокоскоростного поезда генерируется следующими источниками: токоприемником, лобовой частью и кузовом поезда, ходовой частью поезда (система "колесо-рельс").

5.4 Шум от ВСМ носит непостоянный (колеблющийся во времени и прерывистый) характер. Шумовыми характеристиками высокоскоростных поездов (со скоростью движения более 250 км/ч) и потоков высокоскоростных поездов являются эквивалентный и максимальный уровни звука, дБА, на высоте 3,5 м над УГР и на расстоянии (25+0,5) м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути в дневной и ночной периоды суток. Помимо шумовой характеристики поезда в целом на высоте 3,5 м над УГР методика, представленная в настоящем своде правил, позволяет выполнить расчет шумовых характеристик отдельных ИШ высокоскоростного поезда на соответствующей каждому ИШ высоте.

5.5 Расчетная методика, изложенная в настоящем своде правил (6.6), позволяет учесть конструкционные особенности высокоскоростных подвижных составов, в числе которых малошумные токоприемники, локальные экраны на крыше поезда, форма лобовой части поезда, накладки на колеса, тип (открытое/закрытое) межвагонного и подвагонного пространств, применяемое оборудование (в том числе вентиляционное). Учет конструкционных особенностей позволяет проводить расчет для различных моделей поездов.

5.6 Расчетная методика, изложенная в настоящем своде правил (6.6), предназначена для оценки создаваемых ВСМ максимальных и эквивалентных уровней звука и звукового давления при движении поезда с постоянной скоростью, без учета процессов торможения и ускорения. Процессы ускорения и торможения учтены косвенно, при разбиении трассы на ряд отрезков, отражающих постепенное увеличение или снижение скорости движения поезда.

5.7 Оценку максимального акустического воздействия на здания и территории вдоль трассы ВСМ следует осуществлять раздельно для дневного и ночного периодов суток согласно СН 2.2.4/2.1.8.562.

5.8 Оценку максимального акустического воздействия следует выполнять исходя из фактической почасовой интенсивности движения высокоскоростных поездов. При отсутствии подобных сведений допускается использование в расчетах данных об усредненной интенсивности движения высокоскоростных поездов в дневной и ночной периоды суток.

5.9 Оценку уровня проникающего шума в помещениях, обеспеченных механической вентиляцией, необходимо выполнять с учетом звукоизоляции закрытого окна. В остальных случаях рекомендуется учитывать звукоизоляцию окна с открытой форточкой, створкой или фрамугой, которую для меблированных комнат при оценке транспортного шума принимают равной 15 дБА.

5.10 Следует располагать РТ в наиболее характерных местах территории, около фасадов зданий и в помещениях (6.4.3-6.4.6), выбирая их возможно ближе к трассе ВСМ.

5.11 В составе проектной документации при проектировании трасс ВСМ в обязательном порядке должен быть разработан раздел "Защита от шума".

На стадии проектирования данный раздел должен включать в себя: расчеты прогнозируемых уровней шума у фасадов жилых и общественных зданий с нормируемыми уровнями шума и на площадках отдыха; перечень и обоснование мероприятий по защите от шума зданий и непосредственно прилегающих к ним территорий, карты шума.

5.12 Необходимые акустические расчеты и предложения по обеспечению допустимых уровней шума следует включать в состав проектной документации на всех основных стадиях проектирования.

5.13 В общем случае мероприятия по защите территорий жилой застройки от шума ВСМ должны предусматривать:

- рациональное и оптимальное расположение трассы ВСМ, с точки зрения минимизации изымаемых площадей земель поселений, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, на территории существующей и перспективной застройки, а также с точки зрения обеспечения минимально возможного шумового воздействия на территорию жилой застройки (градостроительные методы);

- построение санитарно-защитных зон и санитарных разрывов и соблюдение режима их использования по фактору шума и иных физических воздействий;

- проектирование тоннелей и галерей;

- эксплуатация малошумных моделей поездов;

- применение шумо-, виброизолирующих накладок на колеса и шейку рельсов;

- прокладка бесстыкового пути;

- сооружение ШЭ и других экранирующих сооружений;

- устройство шумозащитных насыпей;

- устройство ВСМ в выемке;

- устройство шумозащитных полос зеленых насаждений;

- установка шумозащитного остекления жилых и других объектов, прилегающих к ВСМ, с обеспечением требуемого воздухообмена и достаточной звукоизоляции.

5.14 Выбор тех или иных акустических мероприятий по защите от шума, определение необходимости и целесообразности их применения проводят на основе анализа шумовых характеристик эксплуатируемых высокоскоростных поездов, предусмотренных проектом. Также должен быть проведен учет интенсивности железнодорожного движения, рельефа местности и высотности зданий в рассматриваемых жилых массивах, на которые будет оказываться шумовое воздействие при эксплуатации ВСМ.

5.15 Средства шумозащиты, способствующие обеспечению допустимых уровней шума, следует разрабатывать на основе акустических расчетов. При проектировании ВСМ в первую очередь необходимо предусматривать мероприятия, направленные на снижение шума в источнике его образования. Выполнение этих мероприятий позволит в некоторых случаях обойтись без специальных акустических мероприятий по снижению шума в жилой застройке.

5.16 Повышенная прочность конструкций ШЭ должна быть обеспечена путем введения в расчеты конструкций восприятия дополнительных аэродинамических нагрузок от высокоскоростных поездов.