Недействующий

Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны (не действуют на основании письма МЧС России от 11.02.2020 N 43-718-11)

5. Типичные ошибки в нормативных правовых базах субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области гражданской обороны

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны выявил наличие типичных ошибок в нормативных правовых базах большинства субъектов Российской Федерации.

Во-первых, отсутствие закрепленных законодательными актами полномочий в области гражданской обороны руководителей исполнительной власти регионов. Отсылки к норме, установленной пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О гражданской обороне", устанавливающей, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также к норме, установленной пунктом 1 статьи 8 "Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны" Федерального закона "О гражданской обороне", нельзя считать полностью обоснованными, поскольку полномочия глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны рассматриваемыми нормами не устанавливаются.

В соответствии с нормой, установленной пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, рассматриваемым Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В основных законах (уставах) таких субъектов Российской Федерации, как Архангельская, Владимирская, Костромская, Саратовская и Вологодская области, закреплена норма, согласно которой к полномочиям глав органов исполнительной власти данных субъектов Российской Федерации отнесено руководство гражданской обороной.

Полномочия же высших должностных лиц большинства субъектов Российской Федерации (губернаторов (глав администраций) субъектов Российской Федерации, Мэра города Москвы) в области гражданской обороны, как руководителей гражданской обороны на территориях субъектов Российской Федерации, региональными законодательными актами не закреплены, что представляется правовым пробелом.

В то же время законами Астраханской области от 9 апреля 2007 г. N 21/2007-ОЗ "Устав Астраханской области" и от 5 июня 2009 г. N 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области" установлены полномочия Правительства Астраханской области в области гражданской обороны, однако полномочия Губернатора области как руководителя Правительства Астраханской области в рассматриваемой сфере законодательно не закреплены.

Во-вторых, в юридической литературе также выделяются ошибки в сфере правотворчества, связанные с неверным выбором правового акта, определением объема и характера полномочий органа или должностного лица. Так, в региональном законодательстве, как правило, полномочия глав регионов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны устанавливаются подзаконными актами, утверждающими соответствующие положения об организации и ведении гражданской обороны на территориях субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что закрепление полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны в подзаконных актах, принятых в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", противоречит норме, установленной пунктом 4 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой рассматриваемые полномочия закрепляются только законодательным актом. В подзаконных актах субъектов Российской Федерации законодательно закрепленные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их руководителей могут быть продублированы.

В-третьих, юридическая литература также относит к существенным недостаткам в законодательстве юридико-технические ошибки.

В первую очередь, необходимо отметить, что не все субъекты Российской Федерации внесли в свои законодательства изменения, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне".

В качестве нескольких примеров можно привести:

постановление Главы администрации Архангельской области от 2 октября 2008 г. N 61 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны на территории Архангельской области";

постановление Главы администрации Ненецкого автономного округа от 15 октября 2008 г. N 105-пг "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Ненецком автономном округе";

постановление Губернатора Амурской области от 3 апреля 2009 г. N 168 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Амурской области".