Недействующий

Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны (не действуют на основании письма МЧС России от 11.02.2020 N 43-718-11)

2. Модельное законодательство

В современных условиях при реализации новых подходов к организации и выполнению мероприятий по гражданской обороне остро стоит вопрос нормативного правового регулирования выполнения органами власти всех уровней организационных и специальных действий, осуществляемых в области гражданской обороны (мероприятий по гражданской обороне).

Нормативное правовое регулирование выполнения полномочий в области гражданской обороны должно обеспечить безусловное и качественное выполнение на всех уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, местном, объектовом) мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

С помощью рассматриваемых модельных актов предлагается сформировать единые подходы к организации нормативного правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации.

В юридической практике, применяющей модельное законодательство как способ совершенствования законодательств субъектов права в различных областях общественных отношений, можно выделить определение понятия "модельный закон":

Модельный закон (model law) - это законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры) тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений.

Он носит рекомендательный характер и является законодательным инструментом федеративного государства, государственного объединения или международных организаций в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующих объединений.

Признаками модельных актов являются следующие:

акты носят рекомендательный характер;

акты выполняют нормативно-консолидирующую роль в законодательстве;

существует возможность законодательными органами самостоятельно определять степень восприятия модельных законов в законотворческой деятельности;

акты разрабатываются для более строгого увязывания с соответствующим законом;

акты служат правовыми стандартами.

В более узком смысле можно выделить два уровня применения норм модельного законодательства: внутри отдельного государства и на межгосударственном уровне.

В условиях возникновения новых вызовов и угроз субъекты законодательной деятельности государства осуществляют разработку мер, направленных на защиту национальных интересов, создание рекомендаций по борьбе с преступностью, терроризмом, согласование подходов к решению проблем социальной политики, взаимодействие ветвей власти и субъектов права, и т.п. В рамках государственных объединений решаются такие вопросы, как: приведение национальных законов в соответствие с международными договорами, соблюдение основных прав и свобод человека, гуманитарного сотрудничества, социальных прав и гарантий граждан, проблемы миграции трудовых ресурсов, защиты гражданских лиц, прав военнопленных и т.д.