Недействующий

Методические рекомендации по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны (не действуют на основании письма МЧС России от 11.02.2020 N 43-718-11)

1. Общие положения

В соответствии с положениями "Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года" в целях адекватного и своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные вызовы, стоящие перед Российской Федерацией, одним из основных направлений государственной политики является развитие нормативной правовой базы в области гражданской обороны, в том числе завершение создания системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" в пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О гражданской обороне" внесены изменения, согласно которым в систему правового регулирования в области гражданской обороны включены также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления.

В результате внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" норм, связанных с привлечением сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", регулирующее действие рассматриваемого Федерального закона подпадает под требования пункта "з" статьи 72 Конституции Российской Федерации, который относит осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пункт "а" статьи 61 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Женева, 08.06.1977) определяет, что гражданская оборона призвана выполнять гуманитарные задачи, направленные на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для его выживания.

Исходя из рассмотренных конституционных положений и норм международного права, Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" осуществляет правовое регулирование, которое может быть отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.