Наиболее существенные риски, преодоление которых предусмотрено при решении задач Стратегии, обусловлены факторами, ослабляющими возможности развития российской автомобильной промышленности, в числе которых:
высокая зависимость промышленности от внутреннего спроса и текущий избыток существующих производственных мощностей;
высокая степень фрагментации выпускаемых платформ и моделей в легковом сегменте, низкие объемы (масштабы) производства представленных платформ для обеспечения экономической целесообразности углубления локализации;
отсутствие ряда компетенций и мощностей по производству компонентов на уровне поставщиков материалов и комплектующих 2-го и 3-го уровней, высокая зависимость существующих локальных производителей автокомпонентов от импорта;
ограниченность финансовых ресурсов у российских производителей автомобилей и компонентов для масштабных инвестиций в исследования, разработки и новые технологии;
дефицит в автомобильной промышленности квалифицированных инженерных кадров.
Для минимизации влияния указанных факторов в рамках Стратегии выработаны подходы, которые требуют активных действий всех участников.
Кроме внутренних факторов, существенным влиянием на целевое развитие автомобильной промышленности Российской Федерации оказывают факторы внешние, связанные в том числе с развитием интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, а также с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации, поскольку существенно ограничивают возможности прямого использования государственных инструментов тарифной защиты рынка и субсидирования производств, остающихся важными инструментами в поддержке инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российского автомобилестроения.
Российский автомобильный рынок является частью единого рынка Евразийского экономического союза, предусматривающего свободное обращение товаров на всей его территории. Более того, после внедрения единой для Евразийского экономического союза системы электронных паспортов транспортных средств формально устраняются все административные барьеры для свободного обращения автомобилей, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза. Применение в государствах Евразийского экономического союза более льготных инвестиционных режимов и более мягких требований по локализации может дестабилизировать предусмотренный баланс мощностей и объемов производства на территории Российской Федерации и нивелировать поставленные цели по развитию компонентной промышленности и увеличению добавленной стоимости продукции, создаваемой в Российской Федерации. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос установления единых условий конкуренции для автопроизводителей, работающих на территории Евразийского экономического союза, и прежде всего унификации нормативных требований к технологиям (технологическим операциям) производства колесных транспортных средств, их узлов и агрегатов, а также механизмов контроля за соблюдением указанных требований.