Одним из важнейших факторов конкурентоспособности являются свойства и характеристики продукта. Российский рынок характеризуется пониженными сертификационными требованиями, а также пониженной платежеспособностью потребителей автомобильной техники по сравнению с развитыми рынками (Соединенные Штаты Америки, Япония, Европейский союз и др.). Ориентация традиционных российских производителей (публичное акционерное общество "АВТОВАЗ", публичное акционерное общество "КАМАЗ", Группа ГАЗ, публичное акционерное общество "Соллерс") преимущественно на внутренний рынок приводит к отсутствию мотивации развития продукта и, соответственно, невысокому уровню затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по сравнению с расходами крупнейших мировых автопроизводителей.
В среднем международные автопроизводители тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не менее 4 процентов выручки в год, что существенно выше расходов российских автопроизводителей, которые, как правило, не превышают 1-1,5 процента. Обладая доступом к передовым технологиям, большинство глобальных производителей продолжают ориентироваться на требования к продукту в Российской Федерации и странах со схожими требованиями. В таких условиях многие глобальные тренды не находят применения в Российской Федерации или отложены на будущие периоды.
В качестве обеспечения целевого развития исследований и разработок для автомобильной промышленности до 2025 года необходимы максимальное повышение уровня локализации, развитие конструкторско-технологических компетенций по разработке продуктов и компонентов, достижение конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности на международных рынках.
Приоритетными направлениями инновационного развития автомобилестроения в Российской Федерации являются:
улучшение энергоэффективности и повышение экологических показателей транспортных средств, гармонизация требований технических регламентов, стандартов и правил с международной практикой;
технологии электрификации транспортных средств (электромобили, гибриды);
технологии автономизации и роботизации транспортных средств;
интеллектуальные системы безопасности и управления;
телематические транспортные системы;
технологии информатизации и компьютеризации;
автомобильная техника для Арктики и районов Крайнего Севера;
технологии экологической (включая альтернативные виды топлива и оптимизацию традиционных решений), пассивной, активной безопасности и обеспечения утилизации;
новые технологии проектирования, моделирования, создания и производства транспортных средств;
гибкие и адаптивные производственные технологии;