Недействующий

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 22 февраля 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 N 4261-р)

4. Автобусы

Объем рынка автобусов в Российской Федерации в 2012 году составляет 20,1 тыс. штук, в 2017 году - 12 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем рынка в 2020 году составит 14,75 тыс. штук, в 2025 году - 18,43 тыс. штук.

Восстановление рынка автобусов возможно при условии сохранения его относительной устойчивости к макроэкономическим факторам в связи с тем, что большая часть автобусов приобретается на средства бюджетов различного уровня для внутригородских нужд, а также введения документальной регламентации предельного срока эксплуатации автобусов, что может обеспечить увеличение потенциального спроса из-за высокой текущей изношенности автобусного парка как корпоративных, так и муниципальных потребителей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, производство автобусов в 2017 году составляет 12,1 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем производства в 2020 году составит 15,07 тыс. штук, в 2025 году - 19,3 тыс. штук. Доля импорта на внутреннем рынке в 2017 году составляет 4,2 процента, к 2025 году прогнозируется снижение доли импорта до уровня 3,9 процента.

В 2017 году доля экспорта в объеме производства составляет 5,6 процента. Предполагается рост экспорта до 6,1 процента к 2020 году и 8,3 процента к 2025 году.

Комбинация роста производства для внутреннего рынка и дополнительных экспортных объемов обеспечит необходимый эффект масштаба, а также защиту отрасли от будущих негативных внешних воздействий.

Анализ данных локальных и зарубежных производителей демонстрирует, что для достижения безубыточности производителю автобусов необходимо выпускать не менее 5-7 тыс. автобусов при условии получения максимальной синергии в производстве на средних коммерческих платформах (для "малого" и "среднего" классов) и грузовиков (для "крупного" класса).

Конкурентоспособность по себестоимости в сегменте автобусов характеризуется относительно высоким уровнем локализации в "малом" и "среднем" классах - 60-70 процентов, обусловленным более существенными объемами производства и в некоторых случаях компонентной синергией с коммерческими грузовиками. Указанный уровень локализации позволяет получать выгоды от девальвации рубля, а также от низкой относительной стоимости факторов производства в Российской Федерации. "Крупный" класс автобусов в Российской Федерации не извлекает существенную синергию из платформ других сегментов, поэтому средний уровень локализации таких автобусов сравнительно невысок - менее 50 процентов, что негативно отражается на конкурентоспособности этого класса на зарубежных рынках. Необходимо продолжение инициатив по увеличению глубины локализации для всех классов автобусов, а также по достижению межсегментной синергии с остальными сегментами автомобильной отрасли в целях расширения использования отечественной компонентой базы.

Современные технологические тренды предопределяют основные направления развития продуктов в целевом видении сегмента и включают:

применение технологий по снижению удельной массы транспортных средств (позволяет улучшить показатели топливной эффективности и экологические характеристики);

использование современных материалов (позволяет сократить массу транспортного средства, улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить износостойкость);

использование современных отечественных систем помощи водителю;

сокращение срока разработки продукта (позволяет ускорить запуск продукта на рынок и улучшает финансовые показатели эффективности производителя);

применение новых силовых агрегатов, в том числе на электротяге и природном газе (позволяет соответствовать требованиям топливной экономичности и экологичности на целевых рынках сбыта, усиливает локальные компетенции в области электрификации для отрасли в целом). В перспективе возможна замена троллейбусов электробусами в качестве наиболее экологичного вида транспорта.

Таким образом, в целевом видении сегмента автобусов предусмотрен достаточный объем производства для обеспечения необходимого масштаба, достижения относительной конкурентоспособности по себестоимости и возможности инвестирования в новый продукт, отвечающий современным технологическим трендам. При этом обязательным условием для реализации целевого видения является введение технического регламента на ограничение срока эксплуатации изношенного парка автобусов как муниципальных, так и корпоративных операторов, не отвечающего современным экологическим требованиям.