6.1.1 В качестве вяжущих материалов для дорожных цементобетонов применяются портландцементы, портландцементы с минеральными добавками, по ГОСТ Р 55224, ГОСТ 33174, а также ГОСТ 26633.
Рекомендуется применять портландцемент нормированного состава с содержанием трехкальциевого алюмината - не более 7%. Содержание щелочных оксидов в пересчете на в цементе для дорожного бетона не должно превышать 0,8% массы цемента [6].
Типы и классы прочности цементов для дорожных бетонов приведены в таблице 1 ГОСТ Р 55224 и в таблице 1 ГОСТ 33174.
6.1.2 Вещественный состав цемента конкретного типа должен соответствовать ГОСТ 31108.
Кроме того, цементы, выпускаемые по ГОСТ 31108, следует применять при наличии в документе о качестве дополнительных сведений, в том числе:
- средняя прочность (активность) класса за предыдущий месяц по данным лаборатории завода-изготовителя;
- однородность по прочности (активности) за предыдущий месяц;
- содержание трехкальциевого алюмината.
6.1.3 Начало схватывания портландцемента для бетона дорожных покрытий должно наступать не ранее 2 ч от начала затворения цемента. По согласованию изготовителя с потребителем допускаются иные сроки схватывания.
6.1.4 Прочность на сжатие цемента конкретного класса прочности в возрасте 2, 7 и 28 суток должна соответствовать требованиям ГОСТ 31108.
6.1.5 Прочность на растяжение при изгибе цемента для бетона дорожных покрытий должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2 ГОСТ Р 55224.
6.1.6 Удельная поверхность цемента для бетона дорожных покрытий должна быть не менее 270 м/кг и не более 350 м/кг при измерении методом воздухопроницаемости.
6.1.7 Водоотделение цемента не должно быть более 28%.
6.1.8 Цемент не должен обладать признаками ложного схватывания.
6.1.9 Содержание в цементе нерастворимого остатка, оксида серы, оксида магния и иона хлора должно соответствовать требованиям ГОСТ 31108.
6.1.10 Минералогический состав клинкера, используемого для производства цемента для бетона дорожных покрытий, должен соответствовать значениям, приведенным в таблице 3 ГОСТ Р 55224 и в таблице 3 ГОСТ 33174.
Для производства цемента для бетона дорожных оснований применяют портландцементный клинкер, соответствующий требованиям ГОСТ 31108.
6.1.11 При производстве цемента для бетона дорожных покрытий в качестве основного компонента применяют только добавку доменного гранулированного шлака по ГОСТ 3476.
6.1.12 При производстве цемента для бетона дорожных оснований применяют минеральные добавки, предусмотренные ГОСТ 31108, в соответствии с типами цемента, приведенными в таблице 1 ГОСТ Р 55224.
6.1.13 При производстве цементов для бетона дорожных покрытий содержание органических добавок не должно быть более 0,15% массы цемента. Согласие потребителя на введение специальных добавок должно быть указано в договорах (контрактах) на поставку цемента.
6.1.14 Усредненное соотношение между марками цемента по ГОСТ 10178 и классами прочности по ГОСТ 31108 приведено в таблице А.1 Приложения А ГОСТ Р 55224.
6.1.15 Для производства сборных конструкций, подвергаемых тепловой обработке, следует применять цементы I и II группы эффективности при пропаривании согласно классификации ГОСТ 10178, Приложение А.
6.1.16 Минимальный расход цемента для тяжелых бетонов, предназначенных для изготовления изделий и конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах, следует принимать по ГОСТ 31384 [6].