Статус документа
Статус документа

РБ-148-18 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов"

II. Организация и проведение административного контроля

5. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль) рекомендуется осуществлять уполномоченным должностным лицам с целью проверки соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ЯМ (далее - УК ЯМ), нормативной и технической документации, разработанной и утвержденной в организации во исполнение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам УК ЯМ, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций (эксплуатирующих организаций) и органа управления использованием атомной энергии (далее - нормативные документы в области УК ЯМ), а также устранения недостатков, нарушений и аномалий в УК ЯМ.

6. Обязанности по организации административного контроля рекомендуется возлагать на заместителя руководителя организации по направлению УК ЯМ, имеющего соответствующее разрешение Ростехнадзора, или на руководителя службы УК ЯМ.

7. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль, рекомендуется установить в положении по учету и контролю ЯМ в организации или в отдельном документе.

8. Административный контроль рекомендуется проводить в подразделениях организации, включая зоны баланса материалов (далее - ЗБМ) и службу учета и контроля ЯМ (далее - подразделения).

Административный контроль службы учета и контроля ЯМ рекомендуется осуществлять заместителю руководителя организации по направлению учета и контроля ЯМ.

9. Административный контроль рекомендуется проводить посредством плановых и внеплановых проверок.

10. Административный контроль в виде плановых проверок рекомендуется проводить в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом (далее - руководитель организации), который рекомендуется направлять в планируемые к проверке подразделения. План-график рекомендуется разрабатывать на календарный год таким образом, чтобы за год были подвергнуты административному контролю все подразделения.

11. Внеплановым проверкам при проведении административного контроля рекомендуется подвергать только те подразделения, в которых выявлены недостатки и нарушения требований по учету и контролю ЯМ. Внеплановые проверки при проведении административного контроля рекомендуется проводить в кратчайшие сроки после получения информации об имеющих место недостатках и нарушениях требований по учету и контролю ЯМ.

12. Административный контроль в виде внеплановых проверок рекомендуется осуществлять по решению руководителя организации на основании его распорядительного документа.

13. По решению руководителя организации административный контроль проводится комиссией, состав которой назначается распорядительным документом руководителя организации. Председателем комиссии рекомендуется назначать лицо из перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль.

14. В состав комиссии рекомендуется включать специалистов по измерениям, лиц, входящих в состав службы учета и контроля ЯМ, и других специалистов.

15. Административный контроль включает в себя мероприятия по проверке:

соблюдения общих требований по учету и контролю ЯМ;

полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета;

функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в подразделении);

ведения учетной и отчетной документации;

проведения сверки данных учетных и отчетных документов (полной или выборочной);

порядка организации и проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) и подведения баланса ЯМ;

порядка применения средств контроля доступа (далее - СКД);

наличия ЯМ в местах их нахождения с проведением выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, а также подтверждающих измерений;

методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего;

процедур оценки потерь ЯМ;

наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала;

организации перевода ЯМ в радиоактивные вещества (далее - РВ) или радиоактивные отходы (далее - РАО) либо РВ или РАО в ЯМ (при наличии факта проведения таких процедур).

Кроме того, рекомендуется включать контроль проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в УК ЯМ и принятия необходимых мер.

16. При контроле соблюдения общих требований по УК ЯМ рекомендуется выполнить проверку наличия и соответствия нормативным документам в области учета и контроля ЯМ:

организационно-распорядительного документа о создании службы (назначении подразделения) учета и контроля ЯМ организации (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ);

положения по учету и контролю ЯМ в организации, (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ);