Статус документа
Статус документа

     
РБ-148-18

     

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"



УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 апреля 2018 г. N 194

ВВЕДЕНЫ в действие с 28 апреля 2018 года


Руководство по безопасности РБ-148-18 "Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов" разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-030-12 "Основные правила учета и контроля ядерных материалов", в части требований по проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов.

________________

Руководство по безопасности разработано коллективом авторов в составе: Аникина Т.М., Гареев М.Д., Киртаев А.Е., Кушневский Л.Н., Сазонов А.Д., Субботин Е.П. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Боков Д.А., Новак И.А., Шоцкая Н.Н., Юрманов И.Е. (Ростехнадзор).


Рекомендации РБ-148-18 распространяются на проведение административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов.

Административный контроль состояния учета и контроля ядерных материалов проводится уполномоченными должностными лицами организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, с целью проверки соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области учета и контроля ядерных материалов, нормативной и технической документации, разработанной и утвержденной в организации во исполнение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ядерных материалов, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций и органа управления использованием атомной энергии, а также устранения недостатков, нарушений и аномалий в учете и контроле ядерных материалов. При разработке руководства по безопасности были учтены рекомендации документов МАГАТЭ из серии по физической ядерной безопасности (Nuclear Security Series, NSS) "Цель и основные элементы государственного режима физической ядерной безопасности" (NSS Fundamentals N 20, 2013), "Применение учета и контроля ядерных материалов для целей ядерной безопасности на предприятиях" (NSS N 25-G, 2015), "Идентификация важных для обеспечения физической ядерной безопасности мест на ядерных объектах" (NSS N 16, 2012), "Противодействие незаконному обороту ядерных и иных радиоактивных материалов" (NSS N 6, 2007) по вопросам административного контроля.

Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, а также специалистами, занимающимися учетом и контролем ядерных материалов.

Выпускается впервые.

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ядерных материалов" (РБ-148-18) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 44).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению административного контроля ядерных материалов в организациях в рамках системы учета и контроля ядерных материалов (далее - ЯМ).

3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ЯМ (далее - организации), независимо от их организационно-правовой формы и не распространяется на ЯМ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к организации и проведению административного контроля состояния учета и контроля ЯМ могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Организация и проведение административного контроля

5. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль) рекомендуется осуществлять уполномоченным должностным лицам с целью проверки соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ЯМ (далее - УК ЯМ), нормативной и технической документации, разработанной и утвержденной в организации во исполнение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам УК ЯМ, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций (эксплуатирующих организаций) и органа управления использованием атомной энергии (далее - нормативные документы в области УК ЯМ), а также устранения недостатков, нарушений и аномалий в УК ЯМ.

6. Обязанности по организации административного контроля рекомендуется возлагать на заместителя руководителя организации по направлению УК ЯМ, имеющего соответствующее разрешение Ростехнадзора, или на руководителя службы УК ЯМ.

7. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль, рекомендуется установить в положении по учету и контролю ЯМ в организации или в отдельном документе.

8. Административный контроль рекомендуется проводить в подразделениях организации, включая зоны баланса материалов (далее - ЗБМ) и службу учета и контроля ЯМ (далее - подразделения).

Административный контроль службы учета и контроля ЯМ рекомендуется осуществлять заместителю руководителя организации по направлению учета и контроля ЯМ.

9. Административный контроль рекомендуется проводить посредством плановых и внеплановых проверок.

10. Административный контроль в виде плановых проверок рекомендуется проводить в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом (далее - руководитель организации), который рекомендуется направлять в планируемые к проверке подразделения. План-график рекомендуется разрабатывать на календарный год таким образом, чтобы за год были подвергнуты административному контролю все подразделения.

11. Внеплановым проверкам при проведении административного контроля рекомендуется подвергать только те подразделения, в которых выявлены недостатки и нарушения требований по учету и контролю ЯМ. Внеплановые проверки при проведении административного контроля рекомендуется проводить в кратчайшие сроки после получения информации об имеющих место недостатках и нарушениях требований по учету и контролю ЯМ.

12. Административный контроль в виде внеплановых проверок рекомендуется осуществлять по решению руководителя организации на основании его распорядительного документа.

13. По решению руководителя организации административный контроль проводится комиссией, состав которой назначается распорядительным документом руководителя организации. Председателем комиссии рекомендуется назначать лицо из перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль.

14. В состав комиссии рекомендуется включать специалистов по измерениям, лиц, входящих в состав службы учета и контроля ЯМ, и других специалистов.

15. Административный контроль включает в себя мероприятия по проверке:

соблюдения общих требований по учету и контролю ЯМ;

полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета;

функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в подразделении);

ведения учетной и отчетной документации;

проведения сверки данных учетных и отчетных документов (полной или выборочной);

порядка организации и проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) и подведения баланса ЯМ;

порядка применения средств контроля доступа (далее - СКД);

наличия ЯМ в местах их нахождения с проведением выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, а также подтверждающих измерений;

методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего;

процедур оценки потерь ЯМ;

наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала;

организации перевода ЯМ в радиоактивные вещества (далее - РВ) или радиоактивные отходы (далее - РАО) либо РВ или РАО в ЯМ (при наличии факта проведения таких процедур).

Кроме того, рекомендуется включать контроль проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в УК ЯМ и принятия необходимых мер.

16. При контроле соблюдения общих требований по УК ЯМ рекомендуется выполнить проверку наличия и соответствия нормативным документам в области учета и контроля ЯМ:

организационно-распорядительного документа о создании службы (назначении подразделения) учета и контроля ЯМ организации (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ);

положения по учету и контролю ЯМ в организации, (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ);

инструкции по учету и контролю ЯМ в проверяемой ЗБМ;

организационно-распорядительного документа о назначении в проверяемой ЗБМ лиц, материально ответственных за ЯМ, находящихся в данной ЗБМ, и о заключении с ними договоров о материальной ответственности;

организационно-распорядительного документа о назначении в проверяемой ЗБМ ответственных за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ;

организационно-распорядительного документа о назначении должностного лица, ответственного за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля;

программы применения пломб.

Кроме того, рекомендуется выполнить проверку наличия ключевых точек измерений в проверяемой ЗБМ и правильности их определения.

17. При контроле полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета рекомендуется осуществить проверку:

полноты и своевременного предоставления результатов оперативно-технического контроля ЯМ органам оперативного управления производством и другим установленным инстанциям;

правильности и своевременности документирования:

движения ЯМ в ЗБМ (включая перемещение ЯМ от материально-ответственного лица другим лицам, передачу ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами);

движения ЯМ между ЗБМ (при передачах в процессе технологических операций между исполнителями работ, находящихся в разных ЗБМ).

18. При контроле функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в подразделении) рекомендуется выполнить проверку:

правильности передаваемых данных в автоматизированную систему учета;

соблюдения сроков передачи данных в автоматизированную систему учета;

соответствия данных, содержащихся в базе данных, учетным документам (выборочно);

прав доступа к информации автоматизированной системы;

периодичности и полноты выполнения обслуживания системы.

19. При контроле ведения учетной и отчетной документации рекомендуется выполнить проверку:

ведения в проверяемой ЗБМ учетных документов с указанием:

данных по количеству и изменению количества ЯМ в проверяемой ЗБМ и документа, являющегося основанием для изменения;

параметров (характеристик) партии и исходных данных для формирования партии;

даты изменения количества ЯМ;

сведений об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями);

сведений о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации);

наличия документально зарегистрированных результатов поверки (калибровки) всех средств измерений, данных об отборе проб и результатов их анализа, результатов контроля качества измерений, случайных и систематических погрешностей измерений, используемых для учета ЯМ;

порядка создания и регистрации в организации зон отчетности (далее - ЗО) (при проведении административного контроля в службе учета и контроля ЯМ);

формирования в проверяемой ЗБМ списка наличного количества (далее - СНК) и отчета об изменении инвентарного количества (далее - ОИК), а по результатам ФИ - списка фактически наличного количества (далее - СФНК) и материально-балансового отчета (далее - МБО);

утверждения МБО руководителем организации;

указания в МБО по каждому ЯМ значений:

начального документально зарегистрированного количества;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs