16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.
17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:
а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;
б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;
в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;
г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;
д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;
е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.
18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:
а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:
актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;
совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;
развитие системы защиты и охраны государственной границы;
совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;
б) обустройство государственной границы;
в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;
г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;
д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.
19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;
б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;
в) оптимизация структуры, состава и численности пограничных органов федеральной службы безопасности с учетом изменения характера угроз безопасности Российской Федерации и задач по их нейтрализации;
г) внедрение новых форм и способов пограничной деятельности, в том числе в целях противодействия терроризму и транснациональной организованной преступности;
д) разработка и внедрение современных информационных технологий в управление пограничной деятельностью;
е) создание системы стимулов для привлечения граждан, общественных организаций к оказанию содействия федеральным органам исполнительной власти при реализации ими задач по защите и охране государственной границы.
20. Обустройство государственной границы осуществляется с учетом характера угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и направлено на создание современной пограничной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей условия для осуществления пограничной деятельности. Реализация мероприятий по обустройству государственной границы осуществляется в рамках межгосударственных, государственных, межведомственных и ведомственных программ и планов. Механизмами обустройства государственной границы являются:
а) создание современной пограничной инфраструктуры на юго-западном направлении, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем;
б) строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры в Арктике и Дальневосточном регионе;