Действующий

Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации

II. Состояние национальной безопасности в пограничном пространстве

7. Состояние защиты национальных интересов в пограничном пространстве определяется эффективностью функционирования системы обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой являются защита и охрана государственной границы.

8. Защита государственной границы осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а ее охрана - пограничными органами федеральной службы безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на охрану государственной границы. Состав и численность подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на охрану государственной границы, а также формы и способы осуществления ими пограничной деятельности соответствуют характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и задачам по их нейтрализации.     

     

9. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности направлена на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также на противодействие международному терроризму и транснациональной преступности в пограничном пространстве.

10. В целях повышения эффективности пограничной деятельности:

а) осуществляется наращивание оперативного и технического потенциалов пограничных органов федеральной службы безопасности, а также их взаимодействие с другими органами федеральной службы безопасности, подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля;

б) предусматривается создание межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе. Практика применения таких группировок на различных участках государственной границы, в том числе на море, показала эффективность их работы;

в) ведутся обустройство и техническое оснащение государственной границы. В приоритетном порядке создана новая пограничная инфраструктура, а также технически обустроены участки государственной границы в Северо-Кавказском регионе, где наблюдается сложная оперативная обстановка. Реализованы первоочередные меры по укреплению государственной границы с Украиной. Создается социальная и пограничная инфраструктура на российско-казахстанской государственной границе, а также в Арктике и Дальневосточном регионе. Сокращается доля необустроенных участков государственной границы;

г) в рамках технического оснащения ежегодно обновляется от 5 до 10 процентов вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы. В практику пограничной деятельности внедряются современные технические средства, включая высокотехнологичные и многофункциональные пограничные комплексы и системы;

д) развивается система пропуска через государственную границу. Открыты и функционируют воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские пункты пропуска через государственную границу, а также места упрощенного пропуска через государственную границу для граждан, проживающих в приграничных районах Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. Для сокращения времени на проведение контрольно-проверочных мероприятий уменьшено количество государственных контрольных органов в пунктах пропуска, в практику их деятельности внедрены принципы "одного окна" и "одной остановки";

е) в плановом порядке ведется работа по международно-правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами и разграничению морских пространств в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и мирного разрешения пограничных вопросов;

ж) функционирует институт пограничных представителей Российской Федерации, к компетенции которых относится в том числе разрешение инцидентов на государственной границе;

з) развивается пограничное сотрудничество с уполномоченными органами сопредельных государств, с 48 иностранными государствами заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам, в 48 иностранных государствах организована деятельность официальных представителей органов федеральной службы безопасности. Осуществляется пограничное сотрудничество в многостороннем формате, в том числе в рамках Совета командующих Пограничными войсками, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках взаимодействия подразделений береговых охран.

11. На выявление и нейтрализацию угроз безопасности Российской Федерации и оказание содействия в формировании национальных пограничных служб направлена деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности, дислоцированных в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Таджикистан и Республике Южная Осетия.

12. Созданная система защиты и охраны государственной границы в целом обеспечивает поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также решение других задач, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в пограничном пространстве.

13. Под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы. Происходит наращивание инфраструктуры Организации Североатлантического договора на северо-западном и западном направлениях. Сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), на границах Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с Грузией. Увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. Не устранены социально-экономические причины, обусловившие отток населения с приграничной территории и повышение уровня криминализации на этой территории.

14. Основными угрозами национальной безопасности в пограничном пространстве являются:

а) территориальные притязания некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе;

б) притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока;

в) усиление экономического и демографического влияния иностранных государств на отдельные приграничные районы с низким уровнем социально-экономического развития;

г) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах в связи с неразрешенностью социально-экономических проблем, сохранением религиозных, этнических противоречий, сепаратистских проявлений среди населения, проживающего в этих районах;

д) попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию;

е) трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов;

ж) опасность возникновения на приграничных территориях Российской Федерации и отдельных сопредельных государств стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также эпидемий, эпизоотий и возможность их трансграничного распространения.

15. Факторами, влияющими на эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, являются:

а) незавершенность международно-правового оформления государственной границы с некоторыми сопредельными государствами и разграничения морских пространств;

б) недостаточные обустройство и техническая оснащенность отдельных участков государственной границы, а также низкие темпы строительства (реконструкции), обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу;