Действующий

Методические рекомендации о развитии, организации эксплуатации и контроля функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"

2.2. Направления развития и совершенствования системы-112

Адаптация населения к использованию номера "112" (традиционно использующего номера вызова экстренных оперативных служб "101", "102", "103", "104") требует времени. Для повышения уровня доверия к возможностям системы-112 требуется дальнейшее совершенствование ее функционала, учитывающего, как весь спектр угроз жизни, здоровью, имуществу, правопорядку и нарушения условий жизнедеятельности на соответствующих территориях, так и современные информационно-технические технологии и решения. Одновременно необходимо повышать профессиональный уровень подготовки операторского персонала системы-112, учитывающий совершенствование функциональных возможностей системы-112, а также особенности общения различных категорий населения.

Совершенствование функционала системы-112 уже реализуется в ряде субъектов Российской Федерации, так например:

в Республике Татарстан телефонный номер "112" запрограммирован на телефонах абонентов в рамках акции "Добрый телефон" как телефон экстренной помощи одиноким гражданам пожилого возраста возможности вызова экстренных служб (скорой помощи, МЧС, полиции) одной кнопкой посредством использования специальных мобильных устройств. Для этого пожилым людям в республике раздали порядка 4000 данных телефонов.

Также реализована система мониторинга, ежедневно в единую систему отчетности "Открытый Татарстан" направляются сведения об обращениях по номеру "112" в адрес экстренных оперативных служб.

В систему-112 Республики Татарстан внедрена функция "Тревожная кнопка", реализованная для сотрудников "Скорой помощи" в целях своевременного оповещения в случаях нападения на данных сотрудников скорой медицинской помощи. Информация от бригады "Скорой помощи" попадает в систему-112 и передается в реагирующие службы.

Проводятся мероприятия по подготовке и подписанию соглашений об информационном взаимодействии в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Республики Татарстан с Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, а также с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

В системе-112 Московской области реализованы и используются функции управления силами и средствами экстренных оперативных служб, интеграция с системами мониторинга и видеонаблюдения, цифровыми и аналоговыми радиосетями, а также функции статистического анализа и моделирования происшествий, в том числе в реальном масштабе времени с использованием геоинформационных технологий, технологий ГЛОНАСС и Дистанционного зондирования Земли.

Также ведётся разработка проектного решения и создание пилотной зоны по установке "Столбов безопасности" с кнопкой прямого вызова оператора системы-112 на территории Московской области.

Проводятся мероприятия по интеграции системы-112 с автоматизированной информационной системой ЖКХ Московской области, а также с системой МНИС ГЛОНАСС МЧС России.

В системе-112 Курской области функционирует Диспетчерский центр для глухих.

2.2.1. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется практическое внедрение АПК "Безопасный город", основная цель которого направлена на упреждение опасностей за счет мониторинга и прогнозирования, моделирования динамики развития и возможных последствий различных происшествий. Это способствует снижению количества погибших людей, материального, финансового и экологического ущерба при чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Рабочей группой (Советом главных конструкторов АПК "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" (далее - Межведомственная комиссия АПК "Безопасный город") положительно согласованы технические задания на создание сегментов АПК "Безопасный город" на территориях 75 субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми в ряде регионов уже начаты конкурсные процедуры.

В Вологодской, Курской и Архангельской областях проводится опытная эксплуатация АПК "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют более 160 мониторинговых, информационных и управляющих систем. Они являются инструментами органов повседневного управления различной ведомственной принадлежности и могут быть сопряжены с АПК "Безопасный город". Механизмы технического сопряжения системы-112, АПК "Безопасный город" и других смежных систем определены Едиными требованиями к техническим параметрам сегментов АПК "Безопасный город" (утверждены Межведомственной комиссией АПК "Безопасный город" 28.05.2017 N 4516п-П4), поэтому предлагается дальнейшее их развитие вместе с системами прогнозирования, мониторинга, предупреждения, оповещения, информирования и управления рассматривать в комплексе. При этом будет учитываться дальнейшее совершенствование системы управления РСЧС и ее основных элементов на муниципальном уровне - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Методические рекомендации по созданию системы-112 в части сопряжения с аппаратно-программным комплексом "Безопасный город" приведены в Приложении 5*.

________________