УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

А.П.Чуприян

Методические рекомендации

О развитии, организации эксплуатации и контроля функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"

Начальник Управления

информационных технологий и связи

С.В.Власов

Начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

А.Г.Чириков

Список сокращений и определений

GPS

-

Global Positioning System - система глобального позиционирования

АРМ

-

автоматизированное рабочее место

Вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112"

-

сообщение о происшествии или чрезвычайной ситуации - поступление в Систему-112 информации, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности, предотвращения угроз жизни и здоровью, материального ущерба

ДДС

-

дежурно-диспетчерская служба, интегрируемая с системой-112

Диспетчер

-

сотрудник дежурной службы ДДС

ЕДДС

-

единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий экстренных оперативных служб, действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

информационное взаимодействие

-

обмен информацией (данными) о происшествии или чрезвычайной ситуации в автоматизированном режиме с использованием современных средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники информационного взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантируются идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим;

Минкомсвязь России

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

МЧС России

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Оператор

-

сотрудник дежурной службы ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС

Программа

-

федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

Региональный ЦУКС МЧС России

-

центр управления в кризисных ситуациях главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации

РИВП

-

распределенная информационно-вычислительная платформа

РЦОВ

-

резервный центр обработки вызовов системы-112

Система-112

-

система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" - информационная система, развернутая на территории субъекта Российской Федерации, представляющая собой комплекс средств автоматизации, баз данных, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и персонала, обеспечивающая ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах по единому номеру "112" (сообщениях о происшествиях и чрезвычайных ситуациях)

ТЗ

-

Техническое задание

УОВЭОС

-

узел обслуживания вызовов экстренных оперативных служб

ЦОВ-АЦ

-

центр обработки вызовов системы-112, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы административного центра субъекта Российской Федерации

ЦОВ-ЕДДС

-

центр обработки вызовов системы-112, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования субъекта Российской Федерации

ЧС

-

чрезвычайная ситуация

ЭОС

-

экстренная оперативная служба - служба, имеющая силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на происшествия или чрезвычайные ситуации

ЭРА-ГЛОНАСС

-

Государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях

Введение

Создание, эксплуатация и развитие системы-112 осуществляются субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Для оказания содействия субъектам Российской Федерации в создании системы-112 реализована федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы".

Создание системы-112 в основном завершено: в 50 субъектах Российской Федерации система-112 развернута в полном объеме; в оставшихся 35 субъектах Российской Федерации создание системы-112 завершается, при этом базовая инфраструктура системы-112 в них, в основном уже создана.

Общие положения

Настоящие методические материалы подготовлены с целью оказания помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальным органам МЧС России, иным организациям в проведении эксплуатации системы-112 и мероприятий по ее совершенствованию и развитию.

Методические материалы актуализированы по состоянию на март 2018 года, обобщают опыт создания, проведения испытаний и эксплуатации системы-112 в субъектах Российской Федерации и результаты проведенных по заказу МЧС России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Цели, структура, порядок функционирования и развития системы-112 определены Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958.

По итогам федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Программа), реализованной для оказания содействия субъектам Российской Федерации в создании системы-112:

76 субъектам Российской Федерации предоставлены субсидии из федерального бюджета на мероприятия по созданию системы-112;

9 субъектами Российской Федерации принято решение создать систему-112 за счет собственных средств и инвестиционных проектов.

В 50 субъектах Российской Федерации система-112 развернута в полном объеме, из них:

в 12 субъектах Российской Федерации система-112 введена в постоянную эксплуатацию (Республиках Татарстан и Коми, Воронежской, Калининградской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской и Тульской областях, г.Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре). В 2017 году в системах-112 этих субъектов обработано более 20 млн. вызовов.

в 38 субъектах Российской Федерации успешно проведены государственные приемочные испытания, выполняются рекомендации Государственной приемочной комиссии, ввод в постоянную эксплуатацию запланирован в 2018 году (Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Липецкой, Нижегородской, Костромской, Самарской, Свердловской, Орловской, Новгородской, Тюменской, Брянской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Магаданской, Владимирской, Челябинской областей, Камчатский, Приморский, Пермский край, Республике Хакасия, Мордовия, Калмыкия, Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Чеченская, Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Северная Осетия-Алания, Чувашия, Удмуртская, г.Севастополь, Ставропольский край - за счет собственных средств).

В оставшихся 35 субъектах Российской Федерации создание системы-112 завершается, при этом базовая инфраструктура системы-112 в них уже создана.

В 12 субъектах Российской Федерации реализовано постоянное информационное взаимодействие ГАНС "ЭРА-ГЛОНАСС" и системы-112.

В 31 субъекте Российской Федерации завершаются мероприятия по техническому сопряжению ГАНС "ЭРА-ГЛОНАСС" и системы-112.

В результате реализации Программы повысилась безопасность населения Российской Федерации и снизился социально-экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112".

1. Эксплуатация системы-112

1.1. Развертывание системы-112

Развертывание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации включает:

осуществление в соответствии с проектно-технической документацией закупки и поставки оборудования, организации (создания) сети связи и передачи данных системы-112;

осуществление строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

определение (создание) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации учреждения, уполномоченного на создание, эксплуатацию и развитие системы-112;

организацию профессиональной подготовки (переподготовки) персонала системы-112.

При выполнении работ первой очереди создается сегмент системы-112 субъекта Российской Федерации, развернутый в административном центре.

Первая очередь этапа включает выполнение следующих необходимых мероприятий:

создание центра обработки вызовов административного центра (далее - ЦОВ-АЦ);

создание сети связи и передачи данных системы-112 административного центра субъекта;

интеграция ДДС административного центра с ЦОВ-АЦ, в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112.

________________

В настоящем документе под ДДС понимается весь перечень экстренных оперативных служб, оперативных служб организаций, интегрируемых в систему-112; в обязательном порядке с системой-112 должны быть интегрированы службы пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети и "Антитеррор".

Первая очередь развертывания системы-112 в субъекте Российской Федерации завершается предварительными испытаниями сегмента системы-112, развернутого в административном центре, и приемкой его в опытную эксплуатацию.

При выполнении работ второй очереди этапа создается сегмент системы-112 субъекта Российской Федерации, включающий в себя все объекты системы-112, не вошедшие в состав объектов первой очереди, завершающий создание системы-112 на его территории в целом. Вторая очередь включает в себя:

оснащение единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) комплексами средств автоматизации системы-112;

создание резервного центра обработки вызовов (далее - РЦОВ) (по решению субъекта Российской Федерации);

создание сети связи и передачи данных системы-112 субъекта Российской Федерации;

интеграция ДЦС муниципальных районов с системой-112, в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112.

Вторая очередь включает проведение предварительных испытаний сегментов системы-112 в муниципальных образованиях, не вошедших в сегмент первой очереди, и приемку их в опытную эксплуатацию.

1.2. Подготовка персонала системы-112

Одной из важнейших составляющих качества функционирования системы-112 является уровень подготовки персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 (операторского персонала центров обработки вызовов, диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб).

Организация обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958, Методическими рекомендациями по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, направленными Письмом Минобрнауки России от 10.04.2014 N 06-381 в образовательные организации.

С целью предъявления единых требований к уровню подготовки персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, и контроля за качеством осуществления обучения МЧС России разработаны Методические рекомендации по организации обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, утвержденные Статс-секретарем - заместителем Министра 01.09.2014 и регламентирующие порядок подготовки операторского и диспетчерского персонала с применением очной формы обучения.

________________

Размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/S1ArhnWe17.pdf

Порядок подготовки операторского и диспетчерского персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112 с применением очно-заочной формы обучения и дистанционных образовательных технологий, определяется Методическими рекомендациями по проведению обучения персонала системы-112 с применением дистанционных образовательных технологий на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России, учебных центров ФПС и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации, утвержденными 16.11.2015.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»