Основными объектами статистического наблюдения на железнодорожном транспорте общего пользования являются перевозки пассажиров и грузов, подвижной состав, путь и путевое хозяйство, аварийность.
Единицей статистического наблюдения на железнодорожном транспорте общего пользования являются юридические лица - владельцы инфраструктуры общего пользования.
Субъектами официального статистического учета являются Росстат и Ространснадзор.
Метод наблюдения - сбор статистической отчетности, основанный на сплошном статистическом наблюдении по формам:
ежемесячной отчетности - об отправлении пассажиров, пассажирообороте, погрузке грузов, тарифном грузообороте, аварийности;
годовой отчетности - о протяженности железнодорожных путей, о рабочем парке подвижного состава и его использовании, отправлении грузов и пассажиров по субъектам Российской Федерации.
Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится в целом по Российской Федерации, годовые данные о перевозках грузов, пассажиров, протяженности железнодорожных путей также разрабатываются по субъектам Российской Федерации.
Объекты статистического наблюдения на железнодорожном транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.
Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования - масса грузов в тоннах, принятых к перевозке по инфраструктуре владельца. Величина показателя исчисляется как сумма массы груза всех отправок, принятых в отчетном периоде к перевозке по территории Российской Федерации непосредственно от грузоотправителей, с других видов транспорта и от иностранных железных дорог для продолжения перевозки.
Погрузка грузов - объем грузовой работы в вагонах (тоннах), погруженных всеми станциями железных дорог за определенный период времени.
Грузооборот - объем выполненной работы при перевозке грузов с учетом расстояния их перевозки. Определяется по моменту прибытия груза, как сумма произведений массы каждой отправки в тоннах на расстояние перевозки, измеряется в тонно-километрах.
Перевозки пассажиров учитываются в пригородном сообщении и дальнем следовании.
К перевозкам в пригородном сообщении относятся перевозки пассажиров поездами соответствующей нумерации, состоящими из вагонов для сидения, следующих на расстояние не более 200 км. Пригородным считают участок обращения пригородных поездов соответствующей нумерации.
Перевозки пассажиров в пределах пригородной зоны двух смежных дорог относят к перевозкам в пригородном сообщении каждой из этих дорог, а не к прямому сообщению.
К перевозкам в дальнем следовании относятся перевозки в местном сообщении (перевозки пассажиров, совершаемые в пределах одной железной дороги) и прямом сообщении (перевозки пассажиров, совершаемые в пределах двух дорог и более по единому билету).
К перевозкам в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта относятся перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, пересекают границы между Российской Федерацией и иностранными государствами.
Отправление пассажиров железнодорожным транспортом - объем выполненной работы по перевозкам пассажиров. Определяется по числу проездных документов, проданных и выданных бесплатно (лицам, пользующимся правом бесплатного проезда) в данном отчетном периоде с учетом приходящихся на этот период пассажиропоездок, совершенных по групповым билетам, абонементным и другим документам.
Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы с учётом расстояний, на которые были перевезены пассажиры, измеряется в пассажиро-километрах.
Инвентарное наличие тягового подвижного состава определяется по месту их приписки (железной дороге, дирекции) отдельно по локомотивам (электровозы, тепловозы, паровозы, газопоршневые тепловозы, газотурбовозы) - в конструктивных единицах измерения, а моторвагонный подвижной состав (электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы, рельсовые автобусы) - в секциях.