1. Комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов - цели Государственной программы достигаются через всю сеть образовательных организаций, расположенных в городе Москве и предоставляющих образовательные услуги (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
Для реализации этого принципа создаются межведомственные переговорные площадки в формате межведомственных советов, комитетов, комиссий, где вырабатываются стратегия и тактика сотрудничества, реализуются модели взаимодействия и интеграции образовательных организаций различных типов, учреждений культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, а также институциональные партнерства государственных образовательных организаций с иными организациями. Создаются условия для развития и максимального использования возможностей частного сектора услуг по образованию и развитию детей, поддержки инициатив организаций некоммерческого сектора.
2. Опора на активность семей - город Москва характеризуется самым высоким культурным капиталом семей в Российской Федерации. Использование этого ресурса обеспечено за счет многообразных форм поддержки образовательной и воспитательной активности семей, механизмов вовлечения родителей (законных представителей) в управление государственными образовательными организациями и оценку качества их работы, а также путем поддержки государственных образовательных организаций, активно вовлекающих семьи в совместную деятельность.
3. Опора на интересы и инициативу детей и молодежи - важным ресурсом успеха Государственной программы становятся обучающиеся, их интерес и инициатива, что обеспечивается за счет поощрения активности каждого, индивидуализации образовательных траекторий, поддержки детских и молодежных объединений, ученических органов самоуправления, расширения возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами общеобразовательных организаций, колледжей и вузов.
4. Опора на лучшую практику - ключевым принципом реализации Государственной программы является опора на лучшую практику и инициативу, на профессиональное сообщество педагогических и руководящих работников, добившихся положительных результатов в сфере образования. На основе передовых практик государственных образовательных организаций города Москвы определяются требования к результатам, процессу и условиям образования, которые являются ориентиром для всех государственных образовательных организаций системы образования. Разработка и внедрение системы оценки качества деятельности государственных образовательных организаций, основанной на объективных показателях, - "Московская система качества образования" - позволяет составлять независимый рейтинг данных организаций. Профессиональное сообщество включено в систему оценки деятельности государственных образовательных организаций и качества работы педагогических работников.
5. Практико-ориентированная наука и инновационные сети - в городе Москве будут сформированы эффективные механизмы создания и внедрения инновационных разработок, обеспечивающих опережающее развитие сферы образования. Коллективы, объединяющие ученых и педагогических работников государственных образовательных организаций, получат поддержку в организации исследований, разработок и внедрений данных разработок по приоритетным проблемам развития столичной системы образования, в том числе на основе прогностической методологии.
6. Поддержка лидеров и помощь "отстающим" - запросы жителей города Москвы на образовательные программы должны в максимальной степени удовлетворяться вблизи района их проживания. В этой связи важным направлением развития столичной системы образования становится компенсация возможных слабых сторон одной образовательной организации за счет сильных сторон близко расположенных других образовательных организаций, и наоборот.
На базе государственных образовательных организаций, добившихся наилучших результатов, могут создаваться стажировочные площадки, обеспечивающие распространение лучших практик, в том числе через дополнительное профессиональное образование педагогических работников.
В отношении государственных образовательных организаций, которые не обеспечивают ожидаемых результатов, будут реализованы специальные программы перехода в эффективный режим работы, в том числе на основе партнерства с успешными государственными образовательными организациями.
7. Финансовые стимулы - новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие государственным образовательным организациям больше самостоятельности в финансово-экономической и педагогической сферах, обеспечивают рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных организаций. Стимулом к повышению качества образования является также поддержка образовательных организаций и педагогических работников, обеспечивающих высокие учебные и внеучебные достижения, максимальный индивидуальный прогресс для всех групп обучающихся. Это ведет к тому, что образовательные организации будут находить собственные решения задачи повышения качества образования.
8. Институционализация обратной связи - широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества образования в сочетании с расширением общественного участия в управлении дает возможность жителям города Москвы значительно улучшить работу системы образования. Это позволяет опираться в развитии системы образования не столько на административные меры, сколько на механизм саморегулирования. В комплексную систему оценки качества образования входят не только независимые экзамены, но и самооценка государственной образовательной организации, мониторинговые исследования, независимое рейтингование образовательных организаций в рамках "Московской системы качества образования", инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады). В перспективе к ним могут добавиться в том числе и мониторинговые исследования трудовых и образовательных траекторий выпускников, а также оценка выпускниками своих школ и педагогов.
9. Превращение вузов в основу модернизации образования - концентрация ведущих вузов страны - серьезное и недостаточно эффективно используемое конкурентное преимущество города Москвы.
Государственная программа предусматривает механизмы использования потенциала вузов и учащейся молодежи города Москвы в решении актуальных задач развития города Москвы через организацию взаимодействия Правительства Москвы с Министерством образования и науки Российской Федерации, бизнес-сообществом, международными организациями, поддержку исследований и проектов, организацию сотрудничества вузов и общеобразовательных организаций. Успешный запуск этих механизмов позволит сделать ведущие вузы города Москвы основой модернизации образования.