Действующий

О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП

Качество столичного образования


По ряду показателей город Москва находится среди лидеров российского образования: по доле выпускников, набравших более 220 баллов по трем предметам в рамках Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), количеству победителей олимпиад, наличию общеобразовательных организаций с высокой репутацией, количеству общеобразовательных организаций, входящих в рейтинг 500 лучших российских общеобразовательных организаций. В городе Москве расположены ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (в том числе больше трети национальных исследовательских вузов). Как пример эффективной системы объективной оценки качества образования может рассматриваться ежегодно составляемый с 2011 года рейтинг школ по вкладу в массовое качественное образование московских школьников.

Система образования города Москвы начала масштабное обеспечение возможности индивидуализации через профильное обучение. Сформированные крупные образовательные комплексы больших возможностей являются основой для реализации максимально возможного количества профилей обучения. Если в 2010 году многопрофильных общеобразовательных организаций насчитывалось не более 1,7%, то к 2016-2017 учебному году свыше 98% таких организаций в общем количестве общеобразовательных организаций реализовывали три и более профиля образования. Такие структурные преобразования привели к увеличению в 2017 году в три раза в сравнении с 2010 годом количества призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады, которое составило 817 человек, из них 167 человек - победители олимпиады.

В системе среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки обучающихся. В 2017 году более 60% выпускников трудоустроены, а более 30% продолжили обучение или иным образом обеспечили свою занятость.

В 2016-2017 учебном году более 10 тыс. выпускников колледжей приняли участие в демонстрационном экзамене по международным стандартам для участия в чемпионате мира рабочих профессий "WorldSkills", и город Москва занял первое место в общекомандном зачете. С 2015 по 2017 годы колледжами города Москвы подготовлено более 95 победителей и призеров национальных чемпионатов профессионального мастерства "WorldSkills Russia". В 2017 году участниками чемпионата мира "WorldSkills", проводимого в Абу-Даби, стали 16 представителей от города Москвы по 15 компетенциям, включенных в национальную сборную Российской Федерации. По итогам проведенного чемпионата национальная сборная Российской Федерации заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей, из них московские представители завоевали 2 золотые и 2 серебряные медали.

Поэтому в целях сохранения и достижения более высокого уровня подготовки по образовательным программам среднего профессионального образования в городе Москве было создано 16 специализированных центров компетенций, обладающих современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям "WorldSkills", а также наличием экспертов для осуществления обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам "WorldSkills".

Кроме того, в 2017 году учащиеся государственных образовательных организаций города Москвы заняли первое место на Национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс", завоевав 114 медалей (46 золотых, 30 серебряных, 38 бронзовых).

В 2017 году продолжилось взаимодействие с объединениями работодателей путем реализации в профессиональных образовательных организациях города Москвы образовательных программ среднего профессионального образования, сертифицированных (то есть подтверждающих соответствие данных программ квалификационным требованиям к специалистам, устанавливаемым работодателями) с участием объединений работодателей.

Всего же в колледжах города Москвы реализуются 123 основные профессиональные и 29 дополнительных программ, сертифицированных работодателями. Реализуются и другие механизмы укрепления кооперации государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы с работодателями, в том числе через создание учебно-производственных объединений по отраслевым принципам. При этом продолжился рост объема внебюджетных средств в системе среднего профессионального образования, что свидетельствует об укреплении связи с рынком труда и увеличении инвестиционной привлекательности. Вместе с тем у системы есть значительный потенциал для дальнейшего роста.

Также в городе Москве сосредоточены государственные образовательные организации высшего образования, получившие мировую известность и имеющие высокие показатели качества подготовки студентов. При этом, если в начале программного периода констатировалось практически полное отсутствие в портфеле большинства государственных образовательных организаций высшего образования серьезных исследований и разработок по заказу и в интересах города Москвы, то к 2017 году более 50 вузов, расположенных на территории города Москвы, реализовывали программы по заказу Департамента образования города Москвы.

Важное значение в системе образования города Москвы придается здоровью обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы персонализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.

Сегодня в образовательной практике государственных образовательных организаций города Москвы используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, в том числе в рамках взаимодействия образовательных организаций города Москвы с медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы. В этой связи ежегодно растет число обучающихся, сдающих нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Кроме того, в системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.