В системе образования города Москвы трудятся более 90 тыс. педагогических работников, осуществляющих основной учебный процесс. Около 93% от общей численности педагогических работников работают в системе дошкольного и общего образования, около 7% - в государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих основные профессиональные образовательные программы, программы высшего образования и дополнительные образовательные программы.
Существенную часть педагогических работников государственных образовательных организаций города Москвы составляют педагогические работники с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических работников не пропорциональна: доля учителей в возрасте 25-35 лет (18,2%) меньше доли учителей пенсионного возраста (21,6%), доля учителей, проработавших в общеобразовательной организации города Москвы свыше 20 лет, в 4 раза больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Хотя и здесь наблюдается положительная динамика: в начале программного периода отмечалось шестикратное превышение численности учителей со значительным стажем. При этом сохраняется (как и в Российской Федерации в целом) гендерный дисбаланс: более 85% педагогических работников и более 73% руководящих работников государственных образовательных организаций - женщины.
Московская система образования традиционно известна директорами - лидерами, создателями авторских школ. В начале программного периода констатировался риск прерывания данной традиции, поскольку почти 40% руководителей были пенсионного возраста. Усовершенствованная в 2011-2016 годах система подготовки руководителей с обучением в области лидерства и менеджмента, аттестации кандидатов на должность руководителей образовательных организаций и формирования кадрового резерва позволяет не только сохранять данную традицию, но и творчески ее развивать в современных условиях. Молодые руководители (до 35 лет) и кандидаты в руководители образовательных организаций объединены в соответствующие клубы, где более опытные коллеги делятся своим опытом на тематических лекциях и мастер-классах. Для успешно прошедших аттестацию кандидатов на соответствие должности "руководитель образовательной организации" два раза в месяц проводятся занятия в "Школе будущего директора".
С 2015 года запущена новая программа повышения квалификации "Эффективный руководитель", в рамках которой практические навыки приобретаются слушателями под руководством наставников - наиболее опытных и авторитетных директоров образовательных организаций города Москвы. Кроме того, с 2015 года в систему повышения квалификации руководящих работников включены еженедельные тематические селекторные семинары-совещания. Для передачи уникального опыта друг другу в управлении образовательными организациями директора государственных образовательных организаций города Москвы объединены в ассоциацию "Менторы столичного образования".
Поставленная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" задача доведения средней заработной платы педагогических работников в системе общего образования до уровня средней заработной платы в городе Москве выполняется: средняя месячная заработная плата педагогических работников, осуществляющих основной учебный процесс (учителей, воспитателей дошкольных групп, преподавателей и мастеров производственного обучения, педагогов дополнительного образования) по итогам 2017 года достигла уровня в 75 тыс. рублей, учителей - 85,9 тыс. рублей. Рост по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза.
Благодаря целенаправленной работе профессия педагогического работника вернула утраченный престиж. Начиная с 2012-2013 учебного года "кадровый голод" в системе образования города Москвы полностью удовлетворен. Отмечается активизация интереса абитуриентов к педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Так, конкурс при поступлении в Московский городской педагогический университет вырос с 5,3 человека на одно бюджетное место в 2010 году до почти 15 человек на одно бюджетное место в 2017 году.
Действовавшая на начало программного периода система дополнительного профессионального образования педагогических работников нуждалась в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования, и заказчиком - государственными образовательными организациями и педагогическими коллективами. В течение 2011-2017 годов в дополнительном профессиональном образовании педагогических работников был активно использован потенциал федеральных вузов и научных организаций, расположенных в городе Москве. С 2013-2014 учебного года столичные общеобразовательные организации получили самостоятельность в выборе программ повышения квалификации и исполнителя, реализующего такие программы. На ближайшую перспективу задача повышения квалификации педагогических работников является одной из ключевых.
Кадровый потенциал московских вузов обуславливает их ведущие позиции на российском рынке высшего образования. Однако неконкурентоспособная заработная плата и отсутствие устойчивого финансирования исследований на протяжении длительного времени привели к значительному ослаблению этого потенциала. По данным социологических исследований, до недавнего времени постоянно работали в научно-исследовательских институтах и научных подразделениях образовательных организаций высшего образования всего 5-15% педагогических работников вузов. Работы по индивидуальным или коллективным грантам научных фондов реализовывали не более 11% педагогических работников. В последнее время наметилась тенденция к положительным изменениям данных показателей. При этом значительного омоложения профессорско-преподавательских кадров пока не происходит - ведущие профессора многих вузов старше 65-70 лет.
В государственных профессиональных образовательных организациях города Москвы сохраняется, хотя и в меньшей степени, чем в начале программного периода, дефицит кадров (мастеров производственного обучения и преподавателей прикладных дисциплин), владеющих перспективными технологиями, имеющих опыт работы на современном производстве.