МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2018 года N 06-341

О методических рекомендациях

Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для использования в работе Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

Директор Департамента

государственной политики в сфере

подготовки рабочих кадров и ДПО

И.А.Черноскутова

Приложение

Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации раскрывают финансово-экономические и кадровые условия обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (далее - ФГОС).

Методические рекомендации адресованы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и государственным образовательным организациям, находящимся в ведении указанных органов и реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования.

Статьей 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательные программы среднего профессионального образования (далее - программы СПО) отнесены к основным профессиональным образовательным программам, и включают в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена. В соответствии со статьей 23 Закона об образовании программы СПО могут быть реализованы образовательными организациями, относящимися к типам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

В соответствии со статьей 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования (далее - СПО) в соответствии с ФГОС. Согласно статье 8 Закона об образовании организация предоставления СПО, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного СПО, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации права на получение общедоступного и бесплатного СПО посредством предоставления профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации, субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, либо посредством предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям в связи с реализацией ими программ СПО.

Согласно статье 11 Закона об образовании, ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечивают общедоступность и бесплатность СПО в соответствии с установленными ФГОС финансовыми и кадровыми условиями реализации программ СПО.

2. Механизм финансового обеспечения предоставления СПО образовательными организациями субъектов Российской Федерации

Бюджетной системой Российской Федерации завершен переход от финансового обеспечения содержания государственных образовательных организаций (финансового обеспечения сметы расходов государственного учреждения) к финансовому обеспечению оказания государственных услуг, реализуемых государственными образовательными организациями для граждан (к финансовому обеспечению государственного задания, выданного государственному учреждению путем предоставления субсидии).

Финансовое обеспечение содержания учреждения по действующему законодательству осуществляется исключительно для государственных (муниципальных) учреждений, относящихся к типу казенных учреждений. Государственным учреждениям, относящимся к типу бюджетных и автономных учреждений, формируется государственное задание и осуществляется финансовое обеспечение его выполнения. Орган государственной власти, выполняющий функции и полномочия учредителя бюджетного либо автономного учреждения, не вправе осуществлять финансовое обеспечение содержания подведомственного учреждения на основании сметы.

Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, доведенный до бюджетного либо автономного учреждения в форме субсидии на выполнение государственного задания, напрямую зависит от объема государственного задания (прежде всего, количества обучающихся по тем или иным образовательным программам), а также от установленного размера нормативных затрат на оказание государственной услуги (норматива финансирования).

Согласно статье 100 Закона об образовании число обучающихся по программам СПО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации определяется на основе контрольных цифр приема, которые распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются образовательным организациям для обучения по имеющим государственную аккредитацию программам СПО. Возможно установление контрольных цифр приема также для обучения по не имеющим государственной аккредитации программам СПО, если такая аккредитация ранее не проводилась, и при условии исполнения организацией обязательства получить такую аккредитацию в установленный законом срок. Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для конкретной образовательной организации напрямую зависит от результатов участия данной образовательной организации в указанном публичном конкурсе, распределение контрольных цифр приема предопределяет объем государственного задания конкретной государственной образовательной организации. Порядок установления организациям контрольных цифр приема за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (а также порядок определения общего объема контрольных цифр приема) определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. Нормативные затраты для определения размера финансового обеспечения государственных заданий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При определении нормативных затрат должны учитываться общие требования, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в со ответствующей сфере деятельности. В сфере образования данные требования установлены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением".

Нормативные затраты устанавливаются на реализацию государственной услуги в целом (на реализацию программы СПО). Расчетов стоимости частей услуги не производится (например, не рассчитывается стоимость одного аудиторного часа в рамках программы СПО). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права выбрать какой-либо иной механизм определения размера субсидии на выполнение государственного задания государственным учреждениям субъектов Российской Федерации (например, по штатному расписанию либо по фактическим расходам подведомственного учреждения).

Исходя из статьи 99 Закона об образовании субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг в сфере образования.

Частные образовательные организации, реализующие программы СПО, вправе участвовать в публичном конкурсе при распределении контрольных цифр приема, если они осуществляют деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Если по итогам проведенных процедур частной образовательной организации устанавливаются контрольные цифры приема, такая организация получает субсидию на возмещение затрат в соответствии с заключенным соглашением, которым регулируется порядок доведения такой субсидии, обязанности и ответственность частной образовательной организации в части реализации программ СПО.

Особенности финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования определяются статьей 99 Закона об образовании.

Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования. Нормативные затраты определяются в расчете на одного обучающегося. При определении методики расчета нормативных затрат уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации учитывает требования ФГОС, в том числе требования к структуре, объему, условиям реализации программ СПО. Нормативные затраты определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ. При этом размер нормативных затрат может быть одинаков по группе профессий и специальностей СПО, имеющих примерно одинаковый объем затрат.

Имеется перечень оснований, по которым нормативные затраты могут быть дифференцированы. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе дифференцировать размер нормативных затрат по иным основаниям.

В частности, нормативные затраты могут определяться с учетом:

- форм обучения;

- типа образовательной организации;

- сетевой формы реализации образовательных программ;

- образовательных технологий;

- специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;

- обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся.

Кроме того нормативные затраты могут быть дифференцированы с учетом иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся, в частности, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), в случае если такая возможность установлена Законом об образовании.

ФГОС включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему.

В соответствии с ФГОС обязательная часть образовательной программы должна составлять для специальностей не более 70%, а для профессий - не более 80% от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы составляет соответственно не менее 30% для специальностей и не менее 20% для профессий.

Конкретное соотношение обязательной и вариативной частей образовательной программы определяется образовательной организацией при утверждении образовательной программы. Объем финансирования (размер нормативных затрат на услугу реализации программы СПО) не зависит от того, какое соотношение частей закреплено в конкретной образовательной программе (при условии соответствия ФГОС). Установление конкретного объема времени, отводимого на освоение различных частей образовательной программы, является правом образовательной организации. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе дифференцировать размер нормативных затрат по данному основанию.

ФГОС устанавливают требования к объему образовательной программы по учебным циклам (включая проведение промежуточной аттестации), государственной итоговой аттестации, а также общему объему образовательной программы в академических часах. Согласно пункту 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 (далее - Порядок организации), академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

ФГОС предусматривает выделение во всех учебных циклах объема работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по различным видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар) и самостоятельной работы обучающихся, а в профессиональном цикле - также практики. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70% (для ФГОС по специальностям) и не менее 80% (для ФГОС по профессиям) от объема учебных циклов образовательной программы, в очно-заочной форме обучения - не менее 25%, в заочной форме обучения - не менее 10%. Таким образом, ФГОС устанавливаются минимальные требования к соотношению учебных занятий, практик и самостоятельной работы обучающихся в зависимости от формы обучения.

В образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией, данное соотношение может быть изменено в сторону увеличения объема учебных занятий и практик. При этом объем обязательных учебных (аудиторных) занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю (пункт 28 Порядка организации). Конкретное соотношение фиксируется в образовательной программе, утвержденной образовательной организацией. Различия в данном соотношении не могут служить основанием для введения различного размера нормативных затрат на реализацию образовательных программ. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе дифференцировать размер нормативных затрат в зависимости оттого, какое конкретно число часов образовательной программы реализуется во взаимодействии с преподавателем в конкретной образовательной организации, а какое выделено на самостоятельную работу в рамках одной формы обучения (при условии соответствия ФГОС). При расчете нормативных затрат учитывается весь объем реализуемой образовательной программы. Нормативные затраты могут быть дифференцированы только по формам обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС к финансовым условиям реализации образовательной программы финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

Согласно части 7 статьи 12 Закона об образовании образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП), которые включают в себя учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин [модулей], иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и(или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

В части примерных условий образовательной деятельности ПООП включает в себя примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В соответствии с ПООП по наиболее востребованным профессиям и специальностям расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы рекомендовано осуществлять в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. N АП-114/18вн. В соответствии с данной методикой формируется расчет нормативных затрат реализации программ СПО за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год утверждены Минобрнауки России 17 июля 2017 г. N ВП-45/18вн (с изменениями от 27 ноября 2017 г. N ВП-218/18вн).

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания доводится до образовательной организации по принципу "одной строки". Использованные на различных стадиях определения размера субсидии объемы и соотношения, включая заложенные в методику расчета размера нормативных затрат, не влекут за собой обязанности образовательной организации при определении структуры собственных расходов точно воспроизводить структурные соотношения, использованные при расчете размера нормативных затрат, размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Различные государственные учреждения, получающие субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, рассчитанную органом, исполняющим функции и полномочия учредителя, на основании размера нормативных затрат, определенного по единой методике, вправе определить для себя различную структуру расходов и включить ее в план финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации.

Определение размера фонда оплаты труда, определение и распределение между работниками образовательной организации педагогической нагрузки относится к компетенции образовательной организации, решение данных вопросов не может обусловить изменение размера нормативных затрат на оказываемую государственную услугу. Возможные изменения в учебной нагрузке педагогических работников ("тарификации") не могут вызвать изменения общего объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Изменения требований ФГОС к объему образовательной программы СПО, осваиваемой обучающимися, могут повлечь за собой изменения учебной нагрузки педагогических работников образовательной организации. Формирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755) (далее - Приказ о продолжительности рабочего времени). Согласно данному приказу при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости предусматривает и контроль самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной образовательной программой.

Сокращение учебной (преподавательской) нагрузки педагогических работников образовательной организации может повлечь за собой сокращение фонда оплаты труда с перераспределением высвободившихся средств на иные расходы, необходимые в связи с оказанием услуг, выполнением работ, включенных в государственное задание государственному учреждению. Сокращение учебной нагрузки педагогических работников образовательной организации может повлечь за собой иные организационные решения, предполагающие сохранение прежнего размера фонда оплаты труда, включая изменение системы оплаты труда с целью повышения за счет высвободившихся средств любой из структурных частей оплаты труда работников (повышение окладов, повышение или установление новых компенсационных выплат, повышение или установление новых стимулирующих выплат).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»