Статус документа
Статус документа

РД ВНИИЖТ-059/01-2019 Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов (с Изменением N 1)

     5.7 Способы повышения прочности сварных соединений поверхностным упрочнением

5.7.1 Для повышения эксплуатационной надежности сварных соединений вагонов рекомендуется применять поверхностный наклеп, механическую и аргонодуговую обработку сварных швов и околошовной зоны.

5.7.2 Поверхностный наклеп выполняют при помощи многобойкового пневматического молотка с виброгасителем. Упрочняющий инструмент изготавливают из пучка проволок, изготовленных из стали марок 65Г, 60С2 диаметром 2 мм и твердостью 60 HRC.

5.7.3 Наклепу подвергают границы угловых и стыковых швов с основным металлом конструкции на ширину от 15 до 20 мм (см. рисунок 5.7).

5.7.4 Производить наклеп сварных швов при заварке трещин с односторонней разделкой без гарантии полного провара не следует. Поверхностный наклеп является эффективным для тех сечений сварного соединения, у которых номинальное напряжение не превышает 0,8 предела текучести стали. Для сохранения эффекта наклепа упрочненные места после обработки не должны нагреваться выше 200°С. При необходимости нагрева деталей выше указанной температуры такой нагрев должен производиться до наклепа.

     Рисунок 5.7 - Места наклепа сварных соединений

5.7.5 Поверхностное упрочнение сварных швов многобойковым упрочнителем производят с соблюдением следующих требований:

1) перед упрочнением участки сварных швов и прилегающие к ним зоны основного металла должны быть очищены от шлака, ржавчины и брызг металла, а подрезы устранены;

2) при наклепе упрочнитель следует держать перпендикулярно к упрочняемой поверхности и медленно перемещать по шву, чтобы обрабатываемая поверхность была наклепана равномерно, имела блестящую в сплошных мелких лунках поверхность. Особое внимание следует обращать на качество наклепа в местах перехода от сварного шва к основному металлу;

3) качество наклепа определяют визуально сравнением с контрольным эталоном, а также по времени наклепа, которое составляет от 12 до 15 мин на один погонный метр шва;

4) при наклепе давление сжатого воздуха в магистрали должно быть от 0,4 до 0,5 МПа (от 4 до 5 кгс/см), контролируемое по манометру.

5.7.6 Механической обработке подвергают места сварных соединений, имеющие геометрические концентраторы напряжения. Обработка заключается в придании швам плавного очертания на границе их с основным металлом.

5.7.7 Обработку производят специальными абразивными кругами, шарошками и фрезами, дающими необходимый радиус зоны обработки. Поверхностный слой по всей линии сплавления снимают на минимальную величину (не более (4±1)% от толщины металла), необходимую для сглаживания поверхностного слоя и получения чистой поверхности (см. рисунок 5.8).

Рисунок 5.8 - Устранение концентратора напряжений механической обработкой

5.7.8 Обработанная поверхность не должна иметь рисок, острых кромок, расположенных поперек направления действующих в этом элементе усилий. Перед обработкой удалить имеющиеся в зоне обработки поверхностные дефекты от сварки и резки.

Качество механической обработки сварных швов следует контролировать.

5.7.9 При аргонодуговой обработке плавный переход от шва к основному металлу создают оплавлением границ шва электрической дугой вольфрамовым электродом в инертном газе без присадочной проволоки (см. рисунок 5.9).

     Рисунок 5.9 - Устранение концентратора напряжений оплавлением аргонодуговой обработкой