Государственная политика в области содействия занятости в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 28.05.2008 N 342-56 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1542 "О Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга" и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения.
В настоящее время на рынке труда Санкт-Петербурга сохраняется профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения, связанный как с недостатком профессиональных кадров, адекватных требованиям рынка труда, так и с числом рабочих мест, пригодных к рациональному использованию рабочей силы без смены профессии (специальности) и потери квалификации.
Одновременно отмечается несогласованность интересов работников и работодателей. Работодателям требуются кадры, имеющие высокий уровень образования, высокую квалификацию и опыт работы. Имеющие такой уровень квалификации ищущие работу граждане отказываются от трудоустройства ввиду низкой оплаты труда. Действуют основные стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, которые вызваны:
недостаточной информированностью молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
наличием значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
низким качеством рабочих мест в отдельных видах экономической деятельности.
В этих условиях возрастает необходимость осуществления системного и комплексного регулирования ситуации, складывающейся на рынке труда Санкт-Петербурга.
В перспективе ожидается, что возрастет потребность экономики в квалифицированных работниках в сфере здравоохранения, фармацевтической отрасли, в области информационных технологий, образовании, сфере обслуживания, а также в специалистах, осуществляющих деятельность на стыке двух или нескольких наук (биофизика, биохимия, бизнес-информатика, нейропрограммирование и др.)
Прогнозируется повышенный спрос на рабочих высокой квалификации: операторов станков с числовым программным управлением, машинистов технологического оборудования, электрогазосварщиков, электромонтеров. Не будет снижаться спрос на специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, специалистов торговли и общественного питания. В связи с развивающимся процессом информатизации общества возрастет спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями, робототехникой, методами цифрового производства.
В 2014-2016 годах ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга характеризовалась как трудонедостаточная - спрос на рабочую силу превышал ее предложение.
По данным Росстата, по сравнению с 2015 годом уровень безработицы (по методологии МОТ) в Санкт-Петербурге в 2016 году снизился с 2,1 процента до 1,6 процента от численности рабочей силы, что является самым низким значением среди субъектов Российской Федерации (Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации - 4,2 процента, Москва - 1,7 процента, Российская Федерация - 5,3 процента).
Продолжительность поиска работы в Санкт-Петербурге, по данным Росстата, также снизилась с 5,5 мес. в 2015 году до 4,6 мес. в 2016 году. В 2015 году Санкт-Петербург занимал второе место по скорости поиска работы (первое место - Москва - 5,4 мес.), в 2016 году Санкт-Петербург разделил 1 место с Нижегородской областью.
Всего за 2016 год получены заявки от 6416 работодателей об оказании содействия в подборе необходимых работников на 127, 7 тыс. вакансий.
В январе-ноябре 2017 года в банк вакансий Службы занятости поступило 127988 единиц вакансий и на конец отчетного периода их число составило 41406 единиц, из них по рабочим профессиям - 61,9 процента.