Целями подпрограммы 3 являются оптимизация объемов и профессионально-квалификационной структуры привлекаемой в Санкт-Петербург рабочей силы из других регионов Российской Федерации и иностранных государств и снижение социальной напряженности между иностранными трудовыми мигрантами и жителями Санкт-Петербурга.
Достижение поставленных целей требует решения следующих задач, определивших логику построения системы мероприятий подпрограммы 3:
организации взаимодействия ИОГВ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации, а также органами исполнительной власти, дипломатическими и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам трудовой миграции;
повышения трудовой мобильности российских граждан путем реализации мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербурге российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации;
разработки механизмов оценки потребности Санкт-Петербурга в иностранной рабочей силе;
развития механизма организованного набора работников для предприятий Санкт-Петербурга из числа иногородних и иностранных граждан.
Все мероприятия подпрограммы 3 сгруппированы в четыре раздела.
Раздел 1 "Организация работы и взаимодействия по вопросам регулирования миграционных потоков и информационное сопровождение реализации подпрограммы 3". Миграция, в том числе трудовая миграция, в настоящее время носит массовых характер, затрагивает все сферы жизнедеятельности общества и вызывает неоднозначное отношение со стороны местного населения. Являясь одной из актуальнейших и сложнейших задач, регулирование миграционных потоков требует комплексных решений и скоординированных действий на всех уровнях: на уровне субъекта Российской Федерации, Российской Федерации, межправительственном уровне. Мероприятия данного раздела предусматривают развитие тесного взаимодействия ИОГВ, территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти; взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами труда и занятости; межправительственного взаимодействия. Также раздел содержит мероприятия, направленные на развитие и обеспечение деятельности ГАУ ЦТР, созданного в 2013 году по решению Правительства Санкт-Петербурга в целях регулирования миграционных потоков и обеспечения экономики Санкт-Петербурга необходимыми кадрами, в том числе из числа иногородних и иностранных граждан.
Раздел 2 "Содействие развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации". Санкт-Петербург традиционно является субъектом, испытывающим дефицит кадров. С другой стороны, Санкт-Петербург является одним из наиболее привлекательных субъектов для жителей других регионов Российской Федерации. Однако миграция населения, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности, носит в основном неорганизованный характер. Мероприятия, предусмотренные в данном разделе, направлены на повышение информированности российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга, условиях проживания и возможностях получения профессионального образования, развитие взаимодействия с компаниями, занимающимися подбором кадров для предприятий Санкт-Петербурга, содействие работодателям в подборе работников путем распространения сведений о наличии вакантных рабочих мест через средства массовой информации, сеть "Интернет", а также организации непосредственных собеседований работодателей с кандидатами на заполнение вакантных рабочих мест.
Раздел 3 "Привлечение и использование иностранных трудовых мигрантов, востребованных экономикой Санкт-Петербурга, и противодействие незаконной миграции". Значительное число иностранных трудовых мигрантов нелегально находится либо незаконно осуществляет трудовую деятельность на территории Санкт-Петербурга. Проживание иностранных трудовых мигрантов анклавами вызывает социальную напряженность и недовольство со стороны местного населения. Мероприятия данного раздела направлены на привлечение к противодействию нелегальной миграции населения города, усиление контроля и учета трудовых мигрантов из зарубежных стран со стороны ИОГВ, а также на создание и развитие механизма организованного набора трудовых мигрантов, предусматривающего привлечение в Санкт-Петербург только тех трудовых мигрантов, которые действительно востребованы экономикой города.
Раздел 4 "Мониторинг миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и подготовка предложений по совершенствованию миграционного законодательства". Для подготовки взвешенных решений и принятия эффективных мер по разрешению проблем, связанных с миграционными процессами, необходима адекватная оценка происходящих в городе процессов, связанных с трудовой миграцией. Проведение запланированного в данном разделе мероприятия "Определение потребности рынка труда Санкт-Петербурга в иностранной рабочей силе" позволит оценить реальную ситуацию в городе и принять необходимые решения возникающих проблем.