УТВЕРЖДЕНЫ

протоколом заседания

Правительственной комиссии

по проведению административной реформы

от 9 июня 2016 года N 142

(пункт 2, раздел III)

Методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по формированию технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью определения порядка разработки, согласования и одобрения технологических схем предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные услуги) и муниципальных услуг органов местного самоуправления Российской Федерации (далее - муниципальные услуги).

1.2. Технологические схемы предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов разрабатываются для обеспечения единообразного предоставления государственных услуг в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) и в электронном виде.

Технологические схемы предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг разрабатываются для единообразного предоставления государственных и муниципальных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе в МФЦ и в электронном виде.

Разработка и внедрение технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг позволяет достигнуть следующих результатов:

повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение полноты и правильности описания государственных и муниципальных услуг для всех форм и способов их оказания;

создание единых условий для организации предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках жизненных ситуаций, а также оказания государственных и муниципальных услуг по экстерриториальному принципу;

сокращение времени обучения сотрудников органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, сотрудников МФЦ, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

1.3. Технологическая схема предоставления государственной услуги разрабатывается по каждой государственной услуге, предоставление которой организуется в МФЦ, а также по иным услугам, перечень которых утверждается Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Подкомиссия по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг).

Технологическая схема предоставления муниципальной услуги разрабатывается по каждой муниципальной услуге, предоставление которой организуется в МФЦ.

1.4. Технологическая схема предоставления государственной или муниципальной услуги - это подробное описание (в том числе в электронном виде) требований, условий, процесса предоставления государственной или муниципальной услуги, содержащее детализированные разъяснения, в том числе не формализованные в административных регламентах и иных нормативных правовых актах, а также информацию о требуемых ресурсах, которые обеспечивают процесс предоставления государственной или муниципальной услуги.

В целях детализированного описания условий и порядка предоставления услуги в рамках государственной или муниципальной услуги выделяются "подуслуги". Под "подуслугой" в целях настоящих Методических рекомендациях понимается вариант (разновидность) деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления при оказании им соответственно государственной или муниципальной услуги, характеризуемый уникальными требованиями по одному из трех параметров: различные требования по предоставлению государственной или муниципальной услуги для разных категорий заявителей; различные требования по составу документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; различные результаты предоставления государственной или муниципальной услуги.

Если деятельность органа государственной власти или органа местного самоуправления при оказании им соответственно государственной или муниципальной услуги различается хотя бы по одному параметру, то этот вариант действий может являться "подуслугой".

2. Порядок разработки, согласования, одобрения и изменения технологических схем предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов

2.1. Технологические схемы предоставления государственных услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" и планом мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016-2018 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р.

2.2. Для организации деятельности по разработке технологических схем предоставления государственных услуг по каждой государственной услуге федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, подлежащей описанию в форме технологической схемы, формируется рабочая группа под руководством заместителя руководителя соответствующего органа, ответственного за качество предоставления государственных услуг.

2.3. В состав рабочей группы включаются:

представители центрального аппарата, в том числе специалисты по развитию электронных услуг;

представители территориальных органов, имеющих опыт взаимодействия с МФЦ по организации предоставления государственных услуг в МФЦ;

представители экспертного сообщества.

2.4. Проекты технологических схем предоставления государственных услуг направляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на бумажном носителе и в электронном виде на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет анализ технологических схем предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов в полном объеме, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - в части особенностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг.

2.5. Возникшие по итогам анализа неурегулированные разногласия между Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, а также между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда выносятся соответственно Министерством экономического развития Российской Федерации или Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на рассмотрение Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

2.6. Согласованные с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации технологические схемы предоставления государственных услуг направляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в Подкомиссию по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

2.7. Одобренные Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг технологические схемы предоставления государственных услуг доводятся федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов до сведения своих территориальных органов в течение 3 рабочих дней с даты одобрения.

2.8. Одобренные Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг технологические схемы предоставления государственных услуг подлежат опубликованию на официальных сайтах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов в разделе, посвященному предоставлению государственных услуг.

На официальных сайтах в обязательном порядке указывается статус технологических схем предоставления государственных услуг (действующие, недействующие, либо даты, с которых технологические схемы предоставления государственных услуг подлежат применению).

2.9. Основаниями для внесения изменений в технологические схемы предоставления государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов могут быть: изменение нормативных правовых актов, определяющих условия, порядок, требования к предоставлению соответствующих государственных услуг; оптимизация процессов предоставления государственных услуг; иные основания.

Проекты таких изменений направляются федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на бумажном носителе и в электронном виде в Министерство экономического развития Российской Федерации на согласование. Если изменения касаются особенностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг, то проекты изменений также направляются на согласование в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласование, одобрение и опубликование изменений в технологические схемы предоставления государственных услуг осуществляются в порядке, установленном пунктами 2.5-2.8 настоящих Методических рекомендаций.

3. Порядок разработки, согласования, одобрения и изменения технологических схем предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

3.1. Технологические схемы предоставления государственных услуг разрабатываются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сроки, установленные планом мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016-2018 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р.

3.2. По каждой государственной услуге исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подлежащей описанию в форме технологической схемы, формируется рабочая группа, состав которой определяется субъектом Российской Федерации.

3.3. Проекты технологических схем предоставления государственных услуг направляются исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на согласование в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за повышение качества предоставления государственных услуг, и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за повышение качества предоставления государственных услуг, осуществляет анализ технологических схем предоставления государственных услуг в полном объеме, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в части особенностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг.

3.4. Возникшие по итогам анализа неурегулированные разногласия между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за повышение качества предоставления государственных услуг, и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, разработавшим проект технологической схемы предоставления государственной услуги, а также между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, разработавшим проект технологической схемы предоставления государственной услуги, выносятся на рассмотрение Комиссии по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.5. Согласованные с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за повышение качества предоставления государственных услуг, и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, технологические схемы предоставления государственных услуг направляются исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации в Комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.6. Одобренные Комиссией по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг соответствующего субъекта Российской Федерации технологические схемы предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации подлежат опубликованию на официальных сайтах соответствующих исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в разделе, посвященном предоставлению государственных услуг.

На официальных сайтах в обязательном порядке указывается статус технологических схем предоставления государственных услуг (действующие, недействующие, либо даты, с которых технологические схемы предоставления государственных услуг подлежат применению).

3.7. Основаниями для внесения изменений в технологические схемы предоставления государственных услуг исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть: изменение нормативных правовых актов, определяющих условия, порядок, требования к предоставлению соответствующих государственных услуг; оптимизация процессов предоставления государственных услуг; иные основания.

Проекты таких изменений направляются исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации на согласование в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за повышение качества предоставления государственных услуг. Если изменения касаются особенностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг в электронном виде, то проекты изменений также направляются на согласование в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласование, одобрение и опубликование изменений в технологические схемы предоставления государственных услуг осуществляются в порядке, установленном пунктами 3.4-3.6 настоящих Методических рекомендаций.

4. Порядок разработки, согласования, одобрения и изменения технологических схем предоставления муниципальных услуг

4.1. Технологические схемы предоставления муниципальных услуг разрабатываются в сроки, установленные планом мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016-2018 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р.

4.2. Разработку технологических схем предоставления муниципальных услуг целесообразно осуществлять по муниципальным услугам, содержащимся в типовом (рекомендованном) перечне муниципальных услуг органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна" в МФЦ субъекта Российской Федерации, и по которым утверждены типовые административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

4.3. По каждой муниципальной услуге, подлежащей описанию в форме технологической схемы, формируется рабочая группа, состав которой определяется субъектом Российской Федерации.

4.4. Проекты технологических схем предоставления муниципальных услуг направляются рабочей группой на согласование в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляет анализ технологических схем предоставления муниципальных услуг в полном объеме, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в части особенностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении муниципальных услуг.

4.5. Возникшие по итогам анализа неурегулированные разногласия между рабочей группой и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также между рабочей группой и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выносятся на рассмотрение Комиссии по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.6. Согласованные с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, технологические схемы предоставления муниципальных услуг направляются рабочей группой в Комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.7. Одобренные Комиссией по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг соответствующего субъекта Российской Федерации технологические схемы предоставления муниципальных услуг подлежат опубликованию на официальном сайте исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, и официальных сайтах органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, предоставляющих соответствующие муниципальные услуги.

На официальных сайтах в обязательном порядке указывается статус технологических схем предоставления муниципальных услуг (действующие, недействующие, либо даты, с которых технологические схемы предоставления муниципальных услуг подлежат применению).

4.8. Основаниями для внесения изменений в технологические схемы предоставления муниципальных услуг могут быть: изменение нормативных правовых актов, определяющих условия, порядок, требования к предоставлению соответствующих муниципальных услуг; оптимизация процессов предоставления муниципальных услуг; иные основания.

Проекты таких изменений направляются соответствующей рабочей группой на согласование в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Если изменения касаются особенностей использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении муниципальной услуги, то проект изменений также направляется на согласование в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование политики по применению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласование, одобрение и опубликование изменений в технологические схемы предоставления муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном пунктами 4.5-4.7 настоящих Методических рекомендаций.

5. Структура и содержание технологических схем предоставления государственных и муниципальных услуг

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»