Действующий

Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года

2. Состояние и перспективы внешнего и внутреннего рынков минеральных удобрений


Рынок минеральных удобрений включает в себя 4 основных сегмента (азотные, фосфорные, калийные и сложные минеральные удобрения).

Основная часть производимых в Российской Федерации минеральных удобрений поставляется на экспорт ввиду ограниченных объемов потребления на внутреннем рынке (71 процент - экспортные поставки, 29 процентов - внутренний рынок, в том числе как сырье для производства сложных удобрений).

Наибольшие объемы производства минеральных удобрений приходятся на такие виды удобрений, как карбамид и аммиачная селитра (азотные удобрения), хлорид калия (калийные удобрения), аммофос, диаммофос и сложные удобрения (NPK).

Объемы внесения минеральных удобрений в Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) за 2008-2016 годы выросли на 17 процентов и составили в 2016 году 2,3 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества).

Отгрузка минеральных удобрений отечественным сельскохозяйственным производителям (по данным некоммерческой организации "Российская ассоциация производителей удобрений") в 2016 году составила 2,95 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества).

Несмотря на то, что в основных сельскохозяйственных регионах Российской Федерации объемы внесения минеральных удобрений сопоставимы с мировой практикой, средний уровень внесения минеральных удобрений в целом по стране остается на низком уровне (мировая практика - в США - 140 кг на 1 гектар, в Европейском союзе - 130 кг на 1 гектар, в Латинской Америке - 90 кг на 1 гектар).

Объем внесения минеральных удобрений в среднем по Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) в 2016 году составил 48,8 кг на 1 гектар, а в регионах с развитым сельским хозяйством - значительно больше. Так, в Центральном федеральном округе - 88,3 кг на 1 гектар, в Северо-Кавказском федеральном округе - 83,4 кг на 1 гектар, в Южном федеральном округе - 76,7 кг на 1 гектар. Дальнейший рост потребления минеральных удобрений потребует интенсификации сельского хозяйства в Северо-Западном федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе и Сибирском федеральном округе.

Развитие российского рынка минеральных удобрений до 2025 года будет сдерживаться низким уровнем платежеспособного спроса сельскохозяйственных производителей и отсутствием культуры использования минеральных удобрений. В целях поддержания отечественных сельскохозяйственных производителей и выполнения государственной задачи по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности производители минеральных удобрений осуществляют отгрузки продукции на российский рынок со скидкой от 2 процентов до 12 процентов по отношению к экспортным ценам (оценка по итогам 2016 года).

Даже в условиях 2-кратного роста к 2025 году (на 7 процентов в год) объемов внесения в почву минеральных удобрений российскими сельскохозяйственными производителями потребность российского рынка не превысит 4-5 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества) и обеспечит не более 40 процентов загрузки существующих мощностей. Подобная оценка объемов потребления минеральных удобрений дается в рамках оптимистичного сценария развития подотрасли минеральных удобрений.

Фактическая динамика российского рынка минеральных удобрений за 2008-2016 годы характеризуется ростом только на 17 процентов (1,6 процента в год).

Мировое потребление минеральных удобрений (по данным Международной ассоциации минеральных удобрений (International Fertilizer Association) в 2015 году составило 241 млн. тонн (в пересчете на 100 процентов действующего вещества). Крупнейшими потребителями минеральных удобрений являются Китай, Индия, Соединенные Штаты Америки, Бразилия и страны Европейского союза.

Увеличение мирового потребления минеральных удобрений к 2025 году прогнозируется на 15-20 процентов (на 1 процент - 3 процента в год), главным образом за счет стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки.

На развитие внешнего рынка будут влиять:

усиление конкуренции во всех сегментах рынка из-за опережающего ввода новых мощностей в основных странах - производителях минеральных удобрений;

вытеснение из международной торговли участников с высокой себестоимостью производства минеральных удобрений;

формирование (за счет наращивания объемов производства в странах с доступом к дешевому сырью, инфраструктуре, финансированию) новых центров производства следующих видов минеральных удобрений:

азотные - Российская Федерация, Ближний Восток, Соединенные Штаты Америки, Тринидад и Тобаго и Европейский союз;

фосфорные и сложные - Российская Федерация, Марокко, Китай и Соединенные Штаты Америки;

калийные - Российская Федерация, Канада, Белоруссия и Туркменистан.

Ключевыми конкурентными факторами для развития российских компаний - производителей минеральных удобрений и усиления их позиции на внешнем рынке в долгосрочной перспективе становятся доступ к дешевому сырью и низкая себестоимость производства минеральных удобрений.

Перспективы развития российской подотрасли минеральных удобрений напрямую связаны с использованием возможностей по наращиванию экспортного потенциала.

Это обусловлено наличием конкурентных преимуществ для поставок на внешний рынок (российские производители обладают доступом ко всем ключевым видам сырья, а также хорошими показателями по операционной себестоимости) и ограниченностью спроса российского рынка минеральных удобрений (в долгосрочной перспективе российский рынок минеральных удобрений не может выступать драйвером роста подотрасли минеральных удобрений и ввода новых мощностей в силу ограниченности его масштабов и ценового дисконта по отношению к экспортному паритету).

Ключевыми вопросами являются сохраняющиеся риски возможного изменения налогового и таможенного законодательства Российской Федерации в части возможного введения экспортных пошлин на широкую номенклатуру минеральных удобрений, высокая стоимость финансирования реализации новых и модернизации существующих проектов, экологическое и технологическое регулирование, более жесткое по сравнению с другими странами - производителями минеральных удобрений, что значительно увеличивает стоимость новых российских инвестиционных проектов и ухудшает их конкурентоспособность по сравнению с мировыми аналогами.

В текущей рыночной конъюнктуре высокая стоимость капитала и увеличенные капитальные затраты на создание производств (по сравнению с конкурентами) приводят к тому, что основная часть новых инвестиционных проектов в Российской Федерации оказывается в зоне риска.

Так, при операционной себестоимости существующих мощностей по карбамиду на уровне 110-115 долларов США за тонну по базису франко-завод для новых производств себестоимость продукции с учетом стоимости капитала поднимается до уровня 235-240 долларов США за тонну.

В ситуации прогнозируемого снижения мировых цен на минеральные удобрения и значительного ухудшения экономических показателей инвестиционных проектов некоторые из них могут быть приостановлены или вообще прекращены.

Тем не менее снижение регуляторной и тарифной нагрузки, реализация мер по развитию инвестиционно-финансового обеспечения, а также иные меры поддержки могут значительно улучшить экономические показатели инвестиционных проектов и гарантировать их внедрение на территории Российской Федерации. В то же время рост тарифов естественных монополий или стоимости основных видов сырья может привести к увеличению срока реализации инвестиционных проектов или отказу российских компаний - производителей минеральных удобрений от инвестиционной деятельности, а также к приостановке ряда действующих в настоящее время производств.

Применение экспортных пошлин в мировой практике чаще всего вызвано необходимостью обеспечения минеральными удобрениями внутреннего рынка в условиях нехватки поставок локальным сельскохозяйственным производителям.