Статус документа
Статус документа

СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения

     5.1 Выбор нормируемых показателей освещения улиц, дорог, площадей

5.1.1 Классификация улично-дорожной сети городских и сельских поселений производится в соответствии с 7.33 СП 52.13330.2016. Она учитывает класс дорог, расчетную скорость движения, число полос движения в обоих направлениях и их пропускную скорость, тыс.ед/ч.

5.1.2 При выборе нормативных показателей учитывается расположение городского поселения. Освещение проезжей части улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из значений средней горизонтальной освещенности , лк, слепящего действия, по пороговому приращению яркости , равномерности освещенности дорожного покрытия , отн. ед., максимальной относительной удельной мощности , мВт·м·лк, значения которых приведены в таблице 5.1.

5.1.3 На остальной части территории России освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений со стандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует проектировать обеспечивая, как значения средней яркости дорожных покрытий , кд/м, общей и продольной равномерности яркости дорожного покрытия , отн. ед., , отн. ед., так и значения средней горизонтальной освещенности , лк, и равномерности освещенности дорожного покрытия , отн. ед. Необходимо также ограничивать слепящее действие по пороговому приращению яркости и относительную удельную мощность , мВт·м·лк, значения которых приведены в таблице 5.1.

5.1.4 Освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений с нестандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует проектировать исходя из значений средней горизонтальной освещенности дорожных покрытий , лк, слепящего действия и равномерности освещенности , отн. ед., и максимальной относительной удельной мощности , мВт·м·лк, значения которых приведены в таблице 5.1.

5.1.5 Нормы освещения рекомендуется увеличивать на 0,2 кд/м (или на 5 лк) для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.

5.1.6 Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них или 15 лк, а на съездах и ответвлениях - не менее 1,2 кд/м.

5.1.7 Для улучшения параметров наружных осветительных установок (ОУ) магистральных улиц и скоростных дорог их проектирование рекомендуется по возможности выполнять комплексно с проектированием дорожного покрытия, предусматривая на этих объектах:

- укладку шероховатого или осветленного шероховатого покрытия с дорсилом в населенных пунктах с повышенным количеством жидких атмосферных осадков;

- укладку осветленного шероховатого покрытия с дорсилом в транспортных тоннелях, на улицах, дорогах и площадях категории А с нормированной средней яркостью покрытия 1,2-1,6 кд/м.

5.1.8 На улицах с разделительной полосой и тремя полосами движения в одном направлении рекомендуется укладывать осветленное шероховатое дорожное покрытие в следующем процентном соотношении: ближайшая полоса к линии расположения светильников должна содержать дорсила 33%; вторая полоса - 38%, третья - 43%, что дает возможность снизить установленную мощность до 25% и повысить равномерность распределения яркости на 40% по сравнению с шероховатым асфальтобетоном.

5.1.9 Слепящее действие на улицах, дорогах и площадях ограничивается значениями порогового приращения яркости .

На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей пороговое приращение яркости не должно превышать значений, указанных в таблице 5.1.

5.1.10 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей, в случае нормирования освещенности, должна быть ограничена предельная сила света светильников в направлении движения водителей под углами 80° и 90° от вертикали значениями 30 и 10 кд, соответственно, на 1000 лм суммарного светового потока источников света в светильнике.


Таблица 5.1 - Нормируемые показатели для улиц и дорог городских поселений с регулярным транспортным движением с асфальтобетонным покрытием

Катего-
рия объекта

Класс объек-
та

Средняя яркость дорож-
ного покры-
тия , кд/м, не менее

Общая равно-
мерность яркости дорож-
ного покрытия , не менее

Продоль-
ная равно-
мерность яркости дорож-
ного покрытия , не менее

Порого-
вое прира-
щение яркости , %, не более

Средняя горизон-
тальная освещен-
ность дорож-
ного покры-
тия, , лк, не менее

Равно-
мерность освещен-
ности дорожного покрытия , не менее

Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещенности, , мВт·м·лк, не более

А

А1

2,0

0,4

0,7

10

30

0,35

60

А2

1,6

0,4

0,7

10

20

0,35

50

А3

1,4

0,4

0,7

12

20

0,35

48

А4

1,2

0,4

0,7

12

20

0,35

45

Б

Б1

1,2

0,4

0,6

12

20

0,35

45

Б2

1,0

0,4

0,6

15

15

0,35

53

В

В1

0,8

0,4

0,5

15

15

0,25

50

В2

0,6

0,4

0,5

15

10

0,25

50

В3

0,4

0,35

0,4

20

6

0,25

50

5.1.11 При наличии трамвайного и троллейбусного движений высота установок световых приборов принимается с учетом подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.

5.1.12 При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны обеспечивать максимум силы света под углом не более 65° от вертикали, при этом сила света под углами 80°, 85°, 90° в рабочем положении не должна превышать соответственно 50, 30 и 10 кд на 1000 лм суммарного светового потока ламп в светильнике. Высота расположения светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.

5.1.13 Норма средней горизонтальной освещенности и равномерности освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать значению освещения улицы согласно таблице 5.1. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 10 лк.

5.1.14 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов и других объектов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам и пускорегулирующим аппаратам без применения специального инструмента.

5.1.15 Наружное освещение городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,8 кд/м или средней освещенности более 15 лк в ночное время допускается снижать:

- на 30% - при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимального значения;

- на 50% - при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимального значения.

5.1.16 Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке по одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.

Для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала направление дороги.

5.1.17 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по таблице 7.11 СП 52.13330.2016.

5.1.18 На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, на открытых стоянках автомобилей на улицах нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать таблице 7.12 СП 52.13330.2016.