Статус документа
Статус документа

СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования и строительства (с Изменением N 1)

     8.6 Конструкции земляного полотна с использованием искусственных теплоизоляционных материалов

8.6.1 При необходимости уменьшения высоты насыпи на участках местности 3-го типа земляное полотно проектируют по 1-му принципу с устройством теплоизолирующего слоя из естественного или искусственного материала. Крутизну откосов назначают 1:1,5 при использовании крупнообломочных, песчаных, сыпуче- и сухомерзлых грунтов, 1:2 - талых глинистых, 1:3 - песчаных пылеватых.

8.6.2 Для сохранения грунта основания в мерзлом состоянии плиты пенополистирола следует размещать преимущественно на глубине, составляющей 1/3 глубины сезонного оттаивания грунта насыпи, но не выше критической отметки. Критическая глубина определяется исходя из того, что пенополистирол должен быть предохранен от раздавливания, а деформация сжатия не должна превышать 10%.

При дефиците торфяных грунтов для устройства теплоизолирующего слоя допускается проектировать насыпи по 1-му принципу с использованием мерзлых грунтов, в том числе глинистых в нижней части.

8.6.3 С целью повышения морозозащитных свойств дорожной конструкции, а также снижения высоты насыпи целесообразно применять ИТМ. Характерная дорожная конструкция с применением пенополистирола приведена на рисунке 1.

     

1 - железобетон; 2 - асфальтобетон; 3 - щебень (гравий); 4 - пенополистирол; 5 - мерзлый грунт; 6 - насыпной грунт; 7 - грунт естественного залегания

Рисунок 1 - Поперечный профиль насыпи с теплоизоляционным материалом на участках с грунтами IV и V категорий просадочности

8.6.4 Когда высота снегонезаносимой насыпи не обеспечивает сохранение основания в мерзлом состоянии целесообразно использовать пеноплекс в виде плит (рисунок 2).

     

1 - дорожная одежда; 2 - защитный (он же дренирующий) слой; 3 - пенополистирол; 4 - насыпь; 5 - положение ВГММГ после сооружения насыпи; 6 - то же, до сооружения насыпи

     
Рисунок 2 - Поперечный профиль насыпи с пенополистиролом на участках дорог с грунтами IV и V категорий просадочности для сохранения грунта в мерзлом состоянии

8.6.5 При устройстве берм на высоких насыпях для снижения высоты берм следует применять пенополистирол (рисунок 3). Плиты укладывают таким образом, чтобы защитный слой над плитой был не менее 0,5 м.

     

1 - дорожная одежда; 2 - защитный (он же дренирующий) слой; 3 - пенополистирол; 4 - насыпь; 5 - положение ВГММГ после сооружения насыпи; 6 - то же, до сооружения насыпи

     
Рисунок 3 - Поперечный профиль насыпи с пенополистиролом на участках дорог с грунтами IV и V категорий просадочности с целью снижения высоты бермы

8.6.6 При сооружении земляного полотна на плоскобугристых торфяниках высотой не более 1 м, разделенных мочажинами целесообразно использовать пеноплэкс, распологаемый в верхней части насыпи в комлексе с использованием природных теплоизоляционных материалов в бермах откосной части (рисунок 4).

     

1 - дорожная одежда; 2 - защитный (он же дренирующий) слой; 3 - пенополистирол; 4 - насыпь; 5 - положение ВГММГ после сооружения насыпи; 6 - то же, до сооружения насыпи; 7 - берма; 8 - льдоминеральное ядро бугра пучения

Рисунок 4 - Поперечный профиль насыпи с пенополистиролом на участках дорог с грунтами IV и V категорий просадочности, распологаемые на плоскобугристых торфяниках высотой до 1 м, разделенных мочажинами