В настоящем своде правил установлены требования к составу основных исходных данных для проектирования контейнерного терминала, к планировочным решениям, к определению параметров основных элементов терминала (площадок хранения грузов и контейнеров, складов, зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных и внутренних автомобильных и железнодорожных путей) и их взаимосвязи.
Проектирование контейнерных терминалов (КТ) выполняют на основании технологических расчетов, выбора и расстановки оборудования, конфигурации коммуникаций и технологических планировок, обеспечивающих обоснование планировочной организации земельного участка (компоновка терминала, функциональных зон, технологическое зонирование, размещение инженерных коммуникаций), описания технологических процессов и выдачи заданий на выполнение смежных разделов проектирования терминала и его элементов.
В настоящем своде правил установлены также правила реконструкции существующих контейнерных терминалов. Разработка проектов реконструкции КТ должна быть направлена на развитие логистических систем, цепей поставок, транспортных сетей, совершенствование взаимодействия различных видов транспорта в интер- и мультимодальных перевозках.
Настоящий свод правил разработан с учетом положений ГОСТ 27751, СП 18.13330, СП 20.13330, СП 37.13330, СП 44.13330, СП 113.13330, СП 262.1325800, СП 22.13330, СП 48.13330, СП 63.13330, СП 70.13330 и требований [1], [2], [3].
Настоящий свод правил устанавливает требования к контейнерным терминалам, взаимодействующим с железнодорожным и автомобильным транспортом по прибытию и отправлению контейнерных грузопотоков и тарно-штучных грузов. Контейнерные терминалы широко используют также для переработки контейнерных грузопотоков в пунктах взаимодействия сухопутных видов транспорта с морским и внутренним водным транспортом. Многие общие положения по проектированию и строительству контейнерных терминалов, изложенные в настоящем своде правил, применимы также и при проектировании морских контейнерных терминалов. При этом необходимо учитывать особенности морских контейнерных терминалов, взаимодействующих с железнодорожным, автомобильным и морским транспортом:
- на морских терминалах грузооборот определяют как сумму прибывающих и отправляемых грузов;
- на морских терминалах участки погрузки и разгрузки судов (в виде причалов) отличаются по устройству, конструкции, технологии и организации работ от железнодорожных и автомобильных грузовых фронтов (погрузо-разгрузочные участки);
- на морских терминалах три вида погрузочно-разгрузочных участков: морской, железнодорожный и автомобильный;
- транспортные средства большой грузоподъемности (суда-контейнеровозы) и крупные транспортные партии грузов;
- большой временной интервал между прибытием судов-контейнеровозов;
- наличие прикордонных (на причале) и тыловых складов (удаленные от причалов);
- большая стоимость простоя судов;
- суда различной модификации (по размерам, грузоподъемности);
- большие грузопотоки;
- наличие разнообразных грузов в одном и том же порту;
- наличие для различных грузов разных грузовых районов в порту;
- разные владельцы и операторы (судоходные компании, морская администрация, стивидорные, экспедиторские компании);
- специальный государственный контроль (таможенный, санитарный и т.д.);
- большие размеры морских терминалов;
- в одном порту возможны разные грузовые районы (терминалы).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1 КТ предназначены для сортировки и хранения груженых и порожних крупнотоннажных контейнеров жесткой конструкции.
4.2 Классификацию, типы и размеры грузовых контейнеров принимают по ГОСТ Р 53350. Типы, основные параметры и размеры специализированных контейнеров принимают по ГОСТ 30302.
Примечание - Классификацию типов и размеров контейнеров необходимо уточнять в связи с появлением новых модификаций.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3 КТ в зависимости от вида транспорта, с которыми они взаимодействуют, подразделяют:
- на КТ, оснащенные только подъездными путями железнодорожного транспорта;
- КТ, оснащенные только подъездными автомобильными дорогами;