Статус документа
Статус документа

СП 318.1325800.2017 Дороги лесные. Правила эксплуатации

     7.1 Основные виды деформаций и разрушений земляного полотна

7.1.1 Земляное полотно является основным элементом автомобильной дороги, определяющим наряду с дорожной одеждой прочность дорожной конструкции и ровность покрытия. Все деформации и разрушения земляного полотна в основном определяются видом грунта, степенью его уплотнения, влажностью и их соответствием действующим нагрузкам и погодно-климатическим воздействиям.

7.1.2 Интенсивному насыщению грунта земляного полотна водой способствует:

- высокий уровень грунтовых вод;

- выход грунтовых вод по склонам вблизи земляного полотна;

- застой воды в боковых канавах, кюветах и резервах;

- наличие на обочине колей и отдельных углублений;

- неправильная и неполная очистка дорог от снега с оставлением на обочинах снежных валов;

- наличие в земляном полотне пылеватых грунтов, обладающих большой высотой капиллярного поднятия воды;

- глубокое промерзание грунтов земляного полотна.

7.1.3 Деформации в рабочем слое проезжей части и на обочинах возникают при явлении доуплотнения грунта, потере им прочности при переувлажнении, особенно в случае возведения насыпи из неоднородных грунтов или в результате пучинообразования (явление комплексного воздействия на пучиноопасный грунт влаги и отрицательной температуры).

7.1.4 Деформации дополнительного уплотнения грунта в зоне проезжей части возникают в виде отдельных просадок покрытия различной площади с плавными очертаниями краев или осадки по всему поперечнику на определенном протяжении дороги. Их образование, как правило, не сопровождается появлением отдельных трещин или сетки трещин, хотя могут быть и исключения при локальных осадках значительной величины.

7.1.5 Образующиеся на покрытии просадки с сеткой трещин, проломы дорожной одежды являются результатом потери грунтом прочности при действии транспортных нагрузок, переувлажнения и пучения грунтов.

7.1.6 Внешними признаками пучинистых мест в зимний период являются неравномерное поднятие участков покрытия, появление бугров на покрытии, с возможным появлением сеток трещин у вершин бугров пучения, которые разрушают покрытие на отдельные куски различной величины и формы. В весенний период, после схода снега и оттаивания грунта на пучинистых участках могут появляться влажные пятна, наблюдается иногда выход вместе с водой мелких частиц грунта дренирующего слоя или земляного полотна, а также волнообразные колебания дорожной конструкции при проезде транспортных средств. Эти участки имеют, как правило, пониженную прочность и интенсивно разрушаются.

7.1.7 Деформации неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочин выражаются в образовании колей, ям, часто приводящих к разрушению покрытия проезжей части дороги, переувлажнению грунтов рабочего слоя земляного полотна, разрушению части обочин. На укрепленных связными материалами обочинах возникают дефекты, характерные для деформаций покрытий дорожных одежд проезжей части.

7.1.8 Наиболее частой причиной деформаций земляного полотна на слабом основании является потеря его устойчивости. Типичными видами потери устойчивости является смещение отдельных блоков массива основания с частью насыпи по определенной поверхности скольжения, выдавливание грунта основания насыпи (пластическое течение грунта). В результате выдавливания поверхность насыпи резко деформируется, приобретая вогнутый корытообразный профиль, иногда с образованием продольных трещин и провалов средней части.

7.1.9 В процессе эксплуатации дороги на откосах насыпи (выемки) может иметь место оползневой сдвиг (поперечное или продольное смещение объема насыпи, выемки и части основания по поверхности скольжения), расползание насыпи (результат использования при строительстве без специальных мероприятий переувлажненных грунтов, несоблюдения требований по уплотнению грунтов, повышенного капиллярного увлажнения).