5.1.1 К основным транспортно-эксплуатационным показателям внутрихозяйственных дорог относятся следующие: обеспеченная скорость, непрерывность, безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.
Нормативные значения транспортно-эксплуатационных показателей дорог должны быть достигнуты за счет соблюдения проектных решений и поддержания основных параметров в течение эксплуатационного периода к которым относятся:
- геометрические параметры - ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
- прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;
- ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
- прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;
- целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;
- наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
5.1.2 Скорость движения автомобилей следует оценивать по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности.
5.1.3 Внутрихозяйственные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным соответствующей категории. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые значения обеспеченной скорости движения
Категория дороги | Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения, км/ч, на трудных участках местности | ||||||
Основная | |||||||
пересеченной | горной | ||||||
Условия движения | |||||||
Благо- | Неблаго- | Особо неблаго- | Благо- | Неблаго- | Особо неблаго- | ||
70 | 50 | 40 | 30 | 40 | 30 | 20 | |
60 | 40 | 40 | 30 | 30 | 30 | 20 | |
40 | 40 | 30 | 30 | 30 | 25 | 20 | |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 25 | 20 |
5.1.4 Оценку безопасности дорожного движения проводят по коэффициенту безопасности и коэффициенту относительной аварийности. Значения коэффициентов безопасности движения приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Значения показателей по степени аварийности
Показатели безопасности движения | Значения показателей по степени аварийности | |||
Неопасный | Малоопасный | Опасный | Очень опасный | |
Коэффициент безопасности | Более 0,8 | 0,6-0,8 | 0,4-0,6 | Менее 0,4 |
Коэффициент относительной аварийности | Менее 0,3 | 0,3-0,7 | 0,7-1,3 | Более 1,3 |
5.1.5 Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют показателям категории дороги, а ограждения соответствуют техническим требованиям и находятся в исправном состоянии.