В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Представляется, что при проведении внеплановой проверки по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации предмет такой проверки ограничен вопросами, изложенными в указанных поручениях.
Следует отметить, что на практике реализация соответствующих поручений высших органов государственной власти может опосредоваться актами федеральных органов исполнительной власти, содержащими поручения территориальным органам по проведению внеплановых проверок. Таким образом, в контрольно-надзорном органе, непосредственно проводящем внеплановую проверку, соответствующие поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации могут отсутствовать.
В Федеральном законе N 294-ФЗ не конкретизирована форма поручения Правительства Российской Федерации, в связи с чем при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также в судебной практике возникает вопрос о том, какие поручения следует считать поручениями Правительства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 46 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, с целью организации исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также поручений и указаний Правительством Российской Федерации издаются распоряжения Правительства Российской Федерации, даются поручения Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей).
Таким образом, в качестве поручений Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых проверок должны рассматриваться поручения Председателя Правительства Российской Федерации и поручения заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.
Вопросы применения пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ неоднократно рассматривались в арбитражных судах при разрешении конкретных дел (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 августа 2012 г. N ВАС-11235/12 по делу N А22-1570/2011 и от 16 сентября 2013 г. N ВАС-12557/13 по делу N А56-67931/2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2012 г. по делу N А67-4889/2012).