Действующий

Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок

4.2.2.2. Рассмотрение заявлений и обращений граждан о нарушении прав потребителей

Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в качестве основания для проведения внеплановой проверки предусмотрено заявление или обращение о нарушении прав потребителя, причем с указанным заявлением или обращением могут обращаться только граждане, права которых нарушены.

При рассмотрении заявлений или обращений граждан о нарушении прав потребителей целесообразно также принимать меры, предусмотренные Федеральным законом N 59-ФЗ.

Федеральным законом N 294-ФЗ понятие "потребитель" не раскрывается, в связи с чем для толкования рассматриваемого основания внеплановой проверки необходимо использовать системное толкование положений Федерального закона N 294-ФЗ и Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации N 2300-1). Частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации N 2300-1 установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положения, допускающие осуществление государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), были исключены из части 1 статьи 40 Закона Российской Федерации N 2300-1 Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Из приведенного положения следует вывод об исключительной компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и проведению внеплановых проверок по указанному основанию.

Для иных контрольно-надзорных органов исполнительной власти поступление обращений граждан о фактах нарушения их прав как потребителей не может являться основанием для проведения внеплановых проверок.