Действующий

Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок

3.3. Выбор объектов контроля для включения в ежегодный план проведения плановых проверок

Следует отметить, что на практике возможность полного охвата плановыми проверками возможна только в отношении отдельных объектов контроля. Таким образом, если количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых имеются основания для проведения плановых проверок, превышает возможности органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля , контрольно-надзорные органы должны выбирать из общего числа юридических лиц, индивидуальных предпринимателей тех субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых может быть проведена плановая проверка.

Ориентиры по отбору юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проверки в отношении которых должны включаться в ежегодные планы проведения плановых проверок, приведены в подпункте "б" пункта 3 Правил подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок.

Необходимо учитывать такие критерии, как результаты проведенных за последние три года внеплановых проверок, состояние соблюдения обязательных требований и потенциальный риск причинения вреда от осуществляемой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности.

Проведенные внеплановые проверки позволяют оценить соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также определить необходимость проведения плановой проверки в ближайшие возможные сроки. Результаты внеплановой проверки, свидетельствующие об отсутствии нарушений в деятельности субъекта предпринимательской деятельности, позволяют отложить проведение плановой проверки его деятельности на год и более.

Выводы о состоянии соблюдения обязательных требований могут быть сделаны также на основе анализа случаев привлечения субъекта предпринимательской деятельности, его должностных лиц к административной ответственности за совершенные правонарушения. При этом, привлечение к административной ответственности возможно без предварительного проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Наличие нарушений свидетельствует о недобросовестности поведения субъекта предпринимательской деятельности, что требует усиленного внимания органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Практические наблюдения показывают, что наличие у субъекта предпринимательской деятельности нарушений в отдельной сфере позволяет с высокой долей вероятности предположить наличие нарушений и в других сферах. Для этого целесообразно наладить взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в целях обмена информацией.

Кроме результатов проверок и наличия административных правонарушений, состояние соблюдения обязательных требований может быть проанализировано на основе обращений граждан, информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, публикаций средств массовой информации.

Еще одним критерием при отборе кандидатов для проведения плановой проверки является потенциальный риск причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельностью.

В результате нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований может быть причинен вред охраняемым законом ценностям, в частности жизни и здоровью граждан, нравственности, сохранности животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, правам и законным интересам граждан и организаций, имуществу, установленному порядку управления, обороноспособности страны, безопасности и экономическим интересам государства, стабильности финансового сектора.

Сфера возможного причинения вреда, а также его масштаб зависят от деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя. В ежегодный план проведения плановых проверок должны включаться юридические лица, индивидуальные предприниматели, в деятельности которых нарушение обязательных требований может привести к причинению наибольшего вреда охраняемым законом ценностям.

Потенциальная опасность деятельности субъекта предпринимательской деятельности также может возрастать в зависимости от изменения различного рода внешних факторов климатического, природного, техногенного, социально-экономического характера и др. Учет внешних факторов, прогнозирование их состояния на следующий год также должны приниматься во внимание при планировании проверок.

При включении объекта контроля в ежегодный план проведения плановых проверок необходимо исходить из всех трех названных критериев. Комплексный анализ может быть проведен только при помощи работы соответствующей базы данных, ведомственной информационной системы, позволяющей классифицировать объекты контроля по совокупности этих критериев.

Значение каждого из этих критериев необходимо определять с учетом вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Тщательный отбор объектов контроля, планируемых к включению в ежегодные планы, позволит повысить эффективность проведения проверок.